На минувшей неделе в Берестовицкой детской школе искусств прошла очередная встреча с музыкой. На этот раз ученикам, их родителям и гостям свое творчество дарили учителя. На личном примере они продемонстрировали ребятам, к каким прекрасным результатам может привести давняя и истинная любовь к музыке, желание дарить красоту и настроение окружающим и, конечно же, определенный труд и старание. Концерт профессионалов своего дела послужил для юных музыкантов замечательным стимулом приложить еще больше усилий к занятиям музыкой, ведь творческая «ноша» хоть и тяжела, но и во всех отношениях приятна.
– Обычно в это время в нашей стране под эгидой Министерства культуры Республики Беларусь и Белгосфилармонии проводится Международный фестиваль искусств «Белорусская музыкальная осень», – рассказывает заместитель директора Берестовицкой детской школы искусств Татьяна Алексеюк. – Праздник музыки длится целый месяц, публика в Минске и в областных центрах имеет возможность насладиться мировыми шедеврами музыки в исполнении лучших отечественных и зарубежных музыкантов. Периферийные школы искусств традиционно присоединяются к фестивалю. Мы также проводим различные мероприятия. Нынешний концерт – это результат творческой самореализации наших педагогов, возможность показать ученикам, что мы умеем не только требовать от них выполнения заданий, но и сами упорно занимаемся, работаем над будущим концертным произведением, да и в целом стараемся творчески развиваться и расти.
– Учеба в школе искусств требует от ребенка определенных усилий. И многие родители, оберегая свое чадо от непомерных нагрузок, не стремятся отдавать его на музыку или при возникновении малейших проблем тут же забирают документы из школы. Татьяна Григорьевна, по-вашему: нужна ребенку музыкальная школа или нет? Зачем получать музыкальное образование, если не собираешься получить на выходе великого певца или музыканта?
– Когда ребенка ведут в общеобразовательную школу, никто не спрашивает, есть ли у него способности к математике, или химии, или языку – русскому или иностранному. Все эти предметы изучаются, чтобы ребенок научился работать головой, мыслить. Музыка со времен античности тоже была обязательным предметом. И не секрет, что многие ученые, политики, нобелевские лауреаты, люди, добившиеся больших успехов в жизни, в детстве обучались музыке. Поэтому на вопрос, стоит ли тратить время на музыкальную школу, если результаты окажутся не столь значительными, я отвечу – да, стоит. Учить музыке нужно так же, как и чтению, и математике. Мало того, многочисленные исследования доказывают, что занятия музыкой облегчают процесс обучения ребенка в целом. На уроках музыки развиваются музыкальный слух, память, интонирование – поэтому проще даются иностранные языки, легче запоминаются и учатся наизусть тексты. Да и с точными науками ребенок справляется лучше. Ведь когда он учит и запоминает нотные тексты и звуковые фигуры, у него развивается пространственное мышление. Постоянно развиваются и аналитическое мышление, и мелкая моторика пальцев. Материал, который учитель объясняет на уроке, воспринимается быстрее и полноценнее, потому что на музыкальных занятиях ребенок привыкает много слушать и анализировать услышанное. Ну и, конечно же, на уроках музыки развивается и обогащается эмоциональный мир детей. Слушая музыку на уроке или на концерте, исполняя ее, пытаясь выразить чувства, ребята учатся доброте, душевной тонкости, умению различать фальшь и искренность. И это немаловажно.
– Родителей, наверное, пугает то, что школа искусств – это вовсе не кружок, а учреждение образования с определенными программными требованиями, отметками, экзаменами?
– Конечно же, мы руководствуемся в работе требованиями учебных программ, но обучение у нас индивидуальное, рассчитанное на разный уровень творческих способностей детей. При этом не следует забывать и о том, что документ о музыкальном образовании, выдаваемый по окончании школы, может здорово пригодиться и при выборе будущей профессии. Посмотрите, сколько наших выпускников связало свою карьеру с музыкой. Многие трудятся и в родной школе. Профессия музыканта – престижна и уважаема во все времена.
А еще не надо забывать, что школы искусств в Беларуси находятся на государственной дотации. Родители оплачивают лишь 2-3 урока в месяц из 36-42 в месяц. Если брать соседнюю Польшу, то там музыкальное образование поставлено на коммерческий поток и стоит достаточно дорого – около 120 условных единиц в месяц. При этом существует серьезный конкурсный отбор при поступлении. Подобным образом обстоят дела и в других странах Европы. Так что поддержка нашим государством школ с эстетическим уклоном, понимание необходимости развития творческих способностей подрастающего поколения очень ценно.
– Знаю, многие родители отдают ребенка в школу искусств лишь бы только оградить его от компьютерной зависимости. Ведь, оставаясь дома в одиночестве после уроков в общеобразовательной школе, дети часто не в состоянии контролировать свое время, проведенное в интернете, за играми или общением в соцсетях…
– Действительно, это так. Все-таки в школе искусств ребенок находится при деле и под контролем учителей. Наблюдая за ребятами из наших хоров «Манжерок», «Кампанелли», из ансамбля «Tutti», художественного класса, я вижу, как они радуются, занимаясь общим делом, испытывают гордость за свой коллектив, когда получают дипломы и призы, дружно празднуют успехи, помогают друг другу в подготовке к конкурсам и в творческих поездках, которых в последнее время стало немало. Занятия музыкальным творчеством сближает их, учит дружить и быть внимательными друг к другу. Да и у родителей появляется еще один замечательный повод для общения со своим ребенком – обсуждение музыкальных тем, концертов, творческих достижений. Поэтому хочу обратиться к родителям: смело отдавайте своих детей в школу искусств. Возможно, вас и не обойдут стороной трудности и переломные моменты в учебе, но, став старше, чутко и умело направляемые вами дети обязательно скажут спасибо.
Беседовала
Светлана Гончарова,
фото автора
Спасибо за статью. Очень познавательна по содержанию, заставила задуматься, навеяла миражи воспоминаний времен детства (надеюсь, что я с него не успел спрыгнуть…))). Выбрав свою профессию музыканта я заметил, что трудности спешат ко мне с олимпийским задором всю мою сознательную жизнь. Но всё же: я всем своим учителям музыки, которые потратили на меня свои нервы, передовая свои знания, вкрапляли золотые струнки своей души высоких чувств к прекрасному, вечному, такому трудному ребенку как я, благодарен от всего сердца, преклонив колени!!! Страшно, трудно представить, кем бы я бы был, стал, не соприкоснувшись в своё время с цельным, неповторимым, не похожим ни на одно искусство — Миром Музыки!!! Его Величеству подданный
Вадим Антоненко.