С любовью к малой родине

Лента новостей Общество

Вряд ли найдется кто-то в Берестовицком районе из людей старшего поколения, кто не видел в свое время в местной газете фото Федора Орешкина. А многие из героев его фоторепортажей были лично с ним знакомы.

Ни одна сельскохозяйственная кампания в районе не начиналась и не завершалась без фотосопровождения в районной газете. На газетные страницы попадали передовики труда, лучшие по профессии, просто рядовые труженики, руками которых наша малая родина становилась еще богаче и прекраснее. Своих героев Федор Орешкин находил в поле, за рулем трактора или комбайна, в ремонтных мастерских, на животноводческих фермах, в производственных цехах, на строительных площадках, в школах и училищах, в больницах и амбулаториях, – одним словом, повсюду, где бурлила ежедневная жизнь.

– Я еще с детства мечтал стать профессиональным фотокорреспондентом, – говорит Федор Орешкин. – А когда мне в 10 лет купили первый фотоаппарат, радости было – не передать. Моя мечта стала приобретать реальное воплощение. В кадр попали все мои близкие и знакомые, школьные друзья, домашние животные, полюбившиеся с малых лет прекрасные уголки нашей малой родины.

Но самое интересное происходило в импровизированной домашней фотолаборатории при красном свете фонаря, когда свершалось настоящее таинство превращения маленького фотопленочного негатива в реальную картинку из жизни на фотобумаге. Это сегодня взял в руки камеру, прицелился, нажал на спуск и готово. Тут же можешь просмотреть свой результат. Не нравится – попробовал еще раз. А в то время процесс появления фотоиллюстрации на свет был гораздо сложнее. Позволить себе десятки дублей никто, конечно, не мог. Ведь в одном рулоне фотопленки всего 36 кадров было. Пока не проявишь фотопленку, не знаешь, что там получилось. Да и фотокамеры были совсем не такие в техническом плане. Самое большое удобство –прыгающая диафрагма, когда не надо было после проведенной вручную фокусировки, а выполнялась она на полностью открытой диафрагме, возвращать регулировочное кольцо до выбранного значения, т.е. диафрагмировать объектив. А помимо всего прочего, необходимо было знать, при каких условиях съемки выбрать те или иные значения выдержки и диафрагмы. Можно было, конечно, воспользоваться фотоэкспонометром, но опытному фотографу он был не нужен.

Все эти премудрости Федор постиг еще в школьные годы. Но чтобы стать фотокорреспондентом, нужно было учиться. После окончания школы он хотел поступить в БГУ на факультет журналистики, но, как оказалось, специально фотокорреспондентов в то время там не готовили. Ему посоветовали поступить в училище и стать профессиональным фотографом, а потом попробовать себя в фотожурналистике. Он так и сделал. Отслужив в армии, в январе 1977 года, узнав, что в районной газете «За камунізм» есть вакансия фотокора, Федор пришел в редакцию. Кажется, мечта его стала осуществляться. Полученные в училище знания помогали в любимом деле, а мастерство шлифовалось в практической деятельности. Чтобы еще глубже разбираться в вопросах фотожурналистики, в 1978 году молодой фотокор поступает во Всесоюзный заочный университет искусств в Москве на отделение фотомастерства. С тех пор почти 30 лет он посвятил себя любимой работе в газете «За камунізм», переименованной позже в «Бераставіцкую газету». В свое время  даже был признан «Лучшим по профессии» среди 17 фотокорреспондентов области.

Роль фотокора в «рисовании» событий, фактов с точки зрения исторической ретроспективы непревзойденная. Листая старые подшивки газет, воочию видишь, чем жила наша малая родина много лет назад, что изменилось с тех пор.

– Разве что НЛО не приходилось снимать, – шутит Федор Орешкин. – Всевозможные конференции, пленумы, митинги, демонстрации, выборы – все это проходило на моих глазах. Попадали в кадр и не совсем рядовые события и люди. До сих пор помнится встреча с выдающимися белорусскими литераторами Василём Быковым и Рыгором Бородулиным. Приходилось снимать визит Патриарха Алексия ІІ на Берестовитчину. На моих кадрах запечатлена церемония официального открытия международного пункта пропуска Берестовица – Бобровники в 1993 году. Помнится, снимал первый компьютер в районе, в «Райсельхозтехнике». Здоровенная была такая установка, целую комнату занимала.

Сегодня много появилось знатоков и ценителей фотографии, все «разбираются» в ней, но только истинный мастер знает, как правильно передать настроение человека, уловить нужный жест, мимику, как выбрать правильный ракурс. Не все понимают, что фото в газете — это маленький миг из жизни, а не студийная съемка для глянцевого журнала. Помню из своего опыта, когда наскучило снимать однотипную церемонию заключения брака в загсе, решил внести в этот процесс какие-то нестандартные нотки. Например, невеста поправляет волосы рукой. В итоге – творчество мое не нашло достойной оценки. А сочетающимся в браке по душе пришлись привычные стандартные сцены.

Но больше всего мы ценим фотографии в газете по прошествии многих лет. Они тогда представляют настоящую историческую ценность. И заслуга в этом, конечно, тех, кто запечатлел эти неповторимые кадры.

Сергей Хилюта, фото из архива редакции

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *