Как только первый зерноуборочный комбайн сельхозпредприятия, доверху набивший свой вместительный бункер свеженамолоченными зернами, совершает их отгрузку в кузов машины, через считаные мгновения к работе подключается звено доработки урожая. По окончании уборочной страды этот отдельно запущенный механизм исключит лишь один пункт из списка выполняемых процессов – прием зерновой массы, но по-прежнему, не сбавляя своих оборотов, продолжит осуществлять ее сушку и очистку с последующей закладкой в зернохранилище. Чтобы проследить маршрут «течения» потока золотых, и не только, зерен нового урожая, отправляемся в КСУП «Малоберестовицкий элитхоз», на зерносушильный комплекс КЗС-20, что в деревне Каменка.
Главный агроном хозяйства Андрей Гришкевич поясняет:
– Буквально неделю назад здесь курсировало не малое количество автомашин, а сейчас отсутствие какого-либо движения на самой важной точке учета – автомобильной весовой, вполне объяснимо. Как-никак завершение уборочной кампании. Поэтому, пусть увиденная при входе безлюдность и безмолвная тишина не смущают. Скоро убедитесь в обратном, следуйте за мной!
Таким образом, минуя сначала комплекс для хранения зерна, углубляемся в лабиринт удлиненных, аккуратно побеленных одноэтажных фасадов складских сооружений. Первое, что сразу бросается в глаза по дороге, – чистота прилегающей территории. Прямо по курсу с каждым шагом все отчетливее начинает слышаться, доносящийся откуда-то из глубины зданий, непривычный звук. Подойдя чуть ближе, все мое внимание приковывают к себе пятеро работников в респираторных масках.
– Это здание зерноочистительной линии № 1, – сразу подхватывает Андрей Станиславович. – А представшее перед нами немногочисленное звено сейчас занято на протравливании семян озимого рапса с последующей его загрузкой в мешки. Вон те невысокие виднеющиеся ряды (показывает рукой вглубь здания) – уже полностью готовый и упакованный по всем стандартам семенной материал. Такой озимый рапс, протравленный на машине ПС-10А, – гарантия дружных всходов, а также быстрого роста и развития молодых растений. В скором времени порядка сорока тонн кондиционных семян этой культуры высокопродуктивных сортов (гибридов) «август», «витовт», «империал» и других, сочетающих высокую урожайность и хорошие качественные показатели, будут реализованы хозяйствам не только района или области, но и республики в целом.
Кстати, как выяснилось чуть позже, одним из работников, задействованных на протравливании семян, оказался оператор зерноочистительных линий и зерносушильных установок Сергей Севко. Помимо всего прочего в обязанности мужчины входил контроль над процессом закачки поступающего с полей урожая в цилиндрические емкости комплекса для хранения зерна. Всего в хозяйстве шесть подобных резервуаров, каждый из которых рассчитан на одну тысячу тонн зерна. По признанию Сергея Константиновича, сложностей в работе у него не возникает, тем более полная автоматизация названного комплекса помогла решить не только вопрос «человеческого фактора», но плюс ко всему улучшить как учет, так и контроль…
Что ж, возвращаемся к рапсу. Соседствующий с ним в одном помещении урожай ярового ячменя и озимого тритикале также спокойно ожидает своего часа. Руку к послеуборочной доработке этих зерновых культур, в прямом смысле слова, приложил оператор семяочистительной линии Иосиф Эйсмонт. В хозяйстве мужчина работает семь лет, но просчитать объемы переработанной им за это время продукции крайне сложно. Только представьте, производительность такой зерноочистительной машины в час достигает шестидесяти тонн зерновой массы. Нужно незамедлительно оценить этот агрегат!
Захожу далее в помещение, где непосредственно осуществляется весь процесс очистки. приятно удивлена уже при входе. Там, внутри, на меня не хлынула удушливая пелена загрязненного воздуха, а из минусов можно назвать разве что шумность.
По словам Иосифа Антоновича, после доработки качественно очищенные семена, являясь будущим посевным материалом, отправляются в зернохранилище, а выбракованные – битые, щуплые зерна – формируют фуражные отходы, другими словами, войдут в рацион крупного рогатого скота.
Тем временем, пока дорабатывается очередная, привезенная водителем Александром Жуком порция зерновых, я вместе с агрономом-семеноводом хозяйства Алексеем Асончиком исследую напольные сушилки. На территории объекта их три и все забиты под завязку. Непосредственно в день моего приезда – овсом сорта «эрбграф», горохом «милениум», яровым ячменем «батька» и «бровар». Равномерная сушка перечисленных культур достигается здесь путем бережного перемешивания и продувания тонкого слоя семенного материала теплым воздухом.
– На сушку, к примеру, зерна с шестнадцатипроцентным показателем влажности понадобится около трех-четырех часов, – уточняет молодой специалист. – Другое дело, когда на доработку зерна необходимы минимальные ресурсные и временные затраты. Подобные случаи имели место и в нынешнем уборочном сезоне. Все из-за установившейся ранее солнечной сухой погоды. Тогда некоторые партии свеженамолоченных зерен прямо с полей поступали на зерноток с влажностью оптимальной для хранения. В дальнейшем требовалась лишь их очистка до необходимых кондиций.
Конечным пунктом, как урожая, так и моего «путешествия», стали зерновые склады. Зайдя в очередной из них, наполненный ароматным пшеничным содержимым, и бросив оценивающий взгляд, понимаешь: объемы, конечно, не сравнимы с прошлогодними. Хочется верить, что в следующем году этот нюанс непременно изменится. Должен измениться!
Ольга ЗАЕНЧКОВСКАЯ,
фото автора