Безусым стеснительным пареньком призвали жителя деревни Старинцы Берестовицкого района Сергея Гладкого на срочную службу, которую он сначала проходил в составе советских войск в Венгрии. Казалось, ничто не предвещало кардинальных перемен, и служба шла обычным путём, но в один прекрасный день всё вдруг изменилось. Солдат собрали и объявили, что их отправляют в Советский Союз. Огромный мощный самолёт поднялся в небо и взял курс на восток. Лететь пришлось долго, и когда под крыльями лайнера показались очертания незнакомого города с архитектурой в восточном стиле, купола мечетей, военнослужащим объявили, что это Душанбе. А уже там ребят поставили в известность, что им придётся воевать в Афганистане.
Осознать это было непросто, перейти от мирной службы сразу к военным действиям было психологически очень трудно. Но солдаты выполняют приказ, им объявили, что они будут выполнять интернациональный долг, и дату 2 февраля 1980 года Сергей считает своим боевым крещением.
— Я был водителем, — рассказывает сейчас этот уже умудрённый жизнью человек, один из тех, кого принято называть «афганцами». — Воевать нам пришлось в горах. Тот зимний день запомнился бесснежным, но сырым и ветреным. На нас шла банда. Конечно, было очень страшно, ведь мы впервые увидели противника так близко. Стреляли лёжа, прижимаясь к земле, инстинктивно прячась за пригорки, ведь во время войны и камень может спасти. К нам вовремя подоспело подкрепление, бой был выигран. Из наших ребят один был ранен в грудь, его отправили в госпиталь.
Следующий эпизод для паренька был гораздо более страшным. Колонна военных машин преодолевала длинный и тесный тоннель в горах.
— Я ехал первым, — продолжает Сергей. — И когда практически все наши машины одна за другой оказались в низком тоннеле, увидел, что впереди нет выхода! Противник заблокировал его горящим бензовозом. Своей бронированной машиной я толкал его вперёд. Когда наконец вытолкнул, ребята вытащили меня из машины, потому что я потерял сознание и сутки потом не мог прийти в себя. Потери мы понесли большие, многие задохнулись от гари.
— А местное население как воспринимало вас? – задаю вопрос.
— Плохо, — откровенно говорит Сергей. – Им это было дико, что мы пришли на их землю. Они воспринимали нас как чужаков, которые там неизвестно зачем оказались. Страна была отсталая, аграрная, мы видели там даже деревянные сохи в деревнях.
— Летом очень жарко?
— Ужасно жарко, и были проблемы с водой. Да и кормили не всегда хорошо.
Когда закончился срок службы, в тот день был сбит вертолёт, на котором должен был улететь Сергей. И сейчас он вспоминает этот момент с волнением.
— Домой ехали поездом? – перевожу разговор на приятную тему.
— Да, — улыбается собеседник. — Поездом до Москвы, потом в Беларусь. Радость была огромная, и меня ведь ни разу не ранило. Был счастлив, что я на родной земле.
— Отходили долго? Не снилось, что Вы всё ещё там?
— Да, долго отходил. Снилось сначала, что я там, потом прошло. Но и сейчас, бывает, снится война, особенно если посмотрю какой-нибудь фильм про войну.
Сергей нашёл себя в мирной жизни и труде. Работал по специальности в разных организациях. Женился на красивой девушке. Заботливая любящая жена жалела его, сначала пыталась расспрашивать, потом заметила, что муж не любит вспоминать про Афганистан.
— Вы считаете, Сергей Владимирович, что та война была не нужна?
— Да, у меня твёрдое мнение об этом. Я видел всё своими глазами, воевал. Это страшно вспоминать. Всё равно потом наши войска оттуда вывели, а цель не была достигнута.
В СПП «АгроМир» опытный водитель работает 5 лет. Проявил себя ответственным человеком, отвозит различные грузы. Его грузовик ГАЗ – 53 служит ему верой и правдой, потому что хозяин его бережёт. Весь ремонт он выполняет сам. Директор СПП «АгроМир» Нина Лозовицкая ценит хорошего работника, а он, в свою очередь, доволен её добрым отношением к людям.
Два сына выросли в хорошей семье — один водитель, второй слесарь.
— Мой друг, с которым мы там служили, живёт в Донецке, — говорит напоследок нашей встречи Сергей. – Я ему звонил недавно. К великому сожалению, ему пришлось пережить ещё одну войну. Это ужасно, война никому не нужна…
Нина Надде, фото автора