Немногим более трех месяцев прошло с момента создания регионального отдела контроля на платных дорогах «Волковыск» филиала Транспортной инспекции по Гродненской области. Сотрудники отдела несут круглосуточное дежурство на автодороге Р99 Барановичи – Волковыск – Пограничный – Гродно, большая часть которой, за исключением отдельных участков, а также подъезд от нее к границе с Республикой Польша с 0 по 6 км с 1 ноября 2015 года стали платными. Это предусмотрено постановлением Совета Министров Беларуси от 30 октября 2015 года №911 «О внесении изменений в Положение о порядке взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь». Всего тогда в систему BelToll было включено дополнительно более 300 км дорог.
– В распоряжении наших специалистов два автомобиля, которые оборудованы по последнему слову техники, – говорит начальник регионального отдела контроля на платных дорогах «Волковыск» филиала Транспортной инспекции по Гродненской области Евгений Заяц. – Можно сказать, это настоящий офис на колесах. В автомобиле имеется компьютер, который постоянно связан с электронной системой компании-оператора ИООО «Капш Телематик Сервисиз», в задачи которой входят обеспечение надлежащего функционирования системы. Автомобиль оснащен специальными антеннами, с помощью которых происходит сканирование бортовых устройств электронной оплаты автомобилей, передвигающихся по платной автодороге. Кроме того, наш сотрудник может проверить любой автомобиль на предмет нарушений, внеся его регистрационный номер в компьютерную базу. Все выявленные нарушения в оплате за дорогу высвечиваются на экране монитора. Для удобства пользователей контрольные автомобили оборудованы мобильными терминалами оплаты.
Электронная система сбора платы за проезд BelToll функционирует уже три года. Она была введена в коммерческую эксплуатацию 1 августа 2013 года и основана на использовании технологии специализированной радиосвязи на коротких расстояниях. При проезде транспортного средства под станцией оплаты (рамкой) система считывает данные с бортового устройства автомобиля, сравнивает с номерным знаком на изображении, полученном при проезде этого автомобиля под этой же станцией, и при достаточном балансе денежных средств проводит трансакцию по списыванию денег за проезд по сегменту платной автодороги. Соответственно, если на транспортном средстве отсутствует бортовое устройство или оно установлено из другого автомобиля либо оплата произведена не полностью, формируется нарушение порядка оплаты и вся информация отправляется в центральную систему, где проходит дополнительная проверка.
Всего на платной автодороге Р99 до пересечения ее с автомагистралью М1 установлено 11 рамок. Водители большинства транспортных средств общей массой до 3,5т, не зарегистрированных на территории Таможенного союза, а также транспортных средств общей массой свыше 3,5 тонн вне зависимости от страны регистрации, за исключением тех, которые освобождены в соответствии с указом Президента от уплаты за проезд по платным дорогам, должны своевременно позаботиться о приобретении бортовых устройств и наличии достаточного количества денежных средств для списания.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2013 № 340 «Об утверждении Положения о порядке взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» пользователи платной дороги обязаны зарегистрировать транспортное средство в системе электронного сбора платы до начала пользования платной дорогой, убедиться в исправности устройства электронной оплаты до начала движения и следить за исправностью устройства электронной оплаты во время движения по платной дороге. А при внесении платы за проезд в режиме предоплаты до въезда на платную дорогу нужно убедиться в том, что внесенной суммы предоплаты достаточно для внесения платы за проезд по расчетному сегменту платной дороги. При недостаточности же указанной суммы следует воздержаться от проезда и продолжать движение по платной дороге только после внесения недостающей суммы платы за проезд. Иначе можно столкнуться с неприятным сюрпризом. Например, если за проезд легкового автомобиля по платному сегменту автодороги Р99 его пользователю нужно заплатить менее 5 евро, то в случае выявления факта неоплаты или неполной оплаты за проезд по платной дороге вносится плата в увеличенном размере. А она уже в случае неоплаты составит 100 евро. Если же по дороге автовладелец еще задержится на час-другой, то следующей по пути следования рамкой будет зафиксировано второе нарушение, и тогда сумма, подлежащая оплате, увеличится вдвойне. В случае с грузовыми автомобилями размер платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь в увеличенном размере составляет при неполной оплате 130 евро и неоплате 260 евро.
Так что, как говорится, заплати и спи спокойно.
– Наша главная цель – это контроль, – подытоживает наш разговор Евгений Заяц. – Позаботиться о себе или оградить от неприятных сюрпризов должен сам пользователь платной дороги.
Сергей Хилюта,
фото автора
На снимке: ведущие специалисты отдела контроля на платных дорогах «Волковыск» филиала Транспортной инспекции по Гродненской области Виктор Гусар и Александр Дзунович.