Белорусская социально-экономическая модель предполагает эффективное использование государственных институтов во всех сферах нашей жизнедеятельности, и информационный сегмент здесь не является исключением.
Современный политический процесс во многом зависит от СМИ. Речь идет о формировании действительно свободных и ответственных СМИ, предоставляющих достоверную и объективную информацию населению. Свободные и ответственные СМИ, несущие правдивую информацию обществу, – это кровеносная система государства для народа.
СМИ в обществе выполняют три важнейшие функции:
в качестве аккумулятора общественного мнения служат трибуной для различных сегментов общества и создают условия для обсуждения коренных интересов народа;
в качестве мобилизующей силы облегчают подключение населения к участию в политической жизни;
в качестве контролера выявляют случаи злоупотребления властью, повышают уровень транспарентности в деятельности Правительства и заставляют государственных служащих и предпринимательские круги отчитываться за свои действия перед общественностью.
Основные задачи СМИ в современных условиях – не насаждать одномерное видение мира, а организовать полноценный диалог населения и власти, служить индикатором политических настроений в обществе, формировать общественно-политическое мнение, препятствовать распространению деструктивных идей.
Решение столь масштабных задач требует: эффективного управления всеми видами информационных ресурсов, элементами информационной инфраструктуры; государственной поддержки отечественного информационного производства, рынка информационных технологий, средств, продуктов и услуг; регулирования деятельности государственных электронных и печатных СМИ.
На 1 июля 2010 г. в Республике Беларусь зарегистрировано 1 308 периодических изданий, в т.ч. 667 газет, 605 журналов, 36 бюллетеней, 9 каталогов, 1 альманах. Зарегистрированных информационных агентств – 8. Более чем две трети прошедших регистрацию изданий – негосударственные. Пресса издается на русском, белорусском, английском, немецком, польском и других европейских языках.
В республике зарегистрировано 236 теле- и радиопрограмм, из которых 164 – государственной формы собственности. С целью интеграции Беларуси в международное информационное пространство с 2005 года началась регулярная трансляция белорусского спутникового телеканала «Беларусь-ТВ», а затем и телеканала «Мир». Расширяется региональное теле- и радиовещание. Сегодня собственное вещание региональных телеканалов занимает от 40 до 45% общего объема эфира.
В Гродненской области зарегистрировано 51 печатное издание различных форм собственности, 27 из них являются государственными, в том числе 3 областные газеты: «Гродзенская праўда», «Милицейский вестник», «Рекламное приложение к газете «Гродзенская праўда». И один каталог: «Ваш каталог».
В области действуют РУП РТЦ «Телерадиокомпания «Гродно», КУП «Лидское телерадиообъединение», ГУ «Телерадио-вещательный канал «Гродно Плюс», 25 операторов кабельного телевидения и 19 радиопрограмм. Функционируют шесть местных телевизионных студий: «Каскад» (СПК «Октябрь-Гродно»), «Наш город» (УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы), «Наш город+» (ГОТТЦ «Гарант»), редакция телепрограммы «Слоним-ТВ» и «ОКС-ТВ» (г. Сморгонь), «Волковыск-ТВ).
Такое многообразие в сфере СМИ является гарантией конституционного права граждан нашей страны на свободу слова, получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.
В полной мере право на информацию реализуется исходя из того, что деятельность государственных органов, общественных объединений должна протекать публично. Они обязаны в соответствии с их компетенцией давать полную, достоверную и своевременную информацию о политической, экономической и международной жизни. В этих целях и в Конституции, и в других актах предусматриваются различные права и обязанности субъектов власти. В частности, ст. 84 (п. 13) предусматривает, что Глава государства «обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики».
Освещая наиболее болезненные вопросы в развитии общества, СМИ таким способом информируют население и власть о реальном положении дел в стране, способствуя четкому претворению в жизнь проводимой государственной политики.
Правовое обеспечение информационной политики – важнейшее направление деятельности органов власти, общественных организаций, журналистов. С 8 февраля 2009 г. вместо Закона «О печати» 1995 года действует Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации», который регулирует правоотношения в информационной сфере. Новый закон не допускает цензуры, обеспечивает конституционное право граждан на получение и распространение информации. При этом он впервые законодательно закрепляет принципы деятельности СМИ в Республике Беларусь, а именно: достоверность информации, законность, равенство, уважение прав и свобод человека, многообразие мнений, развитие национальной культуры, соблюдение профессиональной этики журналиста и общепринятых норм морали. Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации» не регулирует порядок регистрации и деятельности СМИ, которые распространяются через Интернет.
Указом Президента Республики Беларусь № 65 «О совершенствовании работы государственных органов, иных государственных организаций со средствами массовой информации» определен порядок предоставления государственными органами информации журналистам. Во всех государственных организациях введены должности пресс-секретарей или ответственных за работу со СМИ.
Постановлением Совета Министров № 1625 от 29.10.2008 создан Общественный координационный совет в сфере массовой информации. Это общественный институт, имеющий достаточно широкий спектр полномочий.
Президент Республики Беларусь 1 февраля 2010 г. подписал Указ № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет».
Документ направлен на защиту интересов граждан, общества и государства в информационной сфере, повышение качества и удешевление интернет-услуг, обеспечение дальнейшего развития национального сегмента сети Интернет.
Указ вступил в силу с 1 июля 2010 г.
Таким образом, в современных условиях складывается новая белорусская журналистика. Она обладает следующими основными особенностями.
Во-первых, речь идет о коммерциализации СМИ. Сформировавшийся рекламно-информационный рынок – лишь частично «производное бюджета», во многом он «встроен» и успешно функционирует в рамках общего товарного рынка.
Во-вторых, новое качество медийного рынка связано с появлением новых собственников, развитием политической структуры общества, рождением политических партий и движений, развитием институтов гражданского общества в целом.
В-третьих, возникла конкуренция между различными изданиями, свобода слова, заявленная открыто, вызвала к жизни жесткое идеологическое противоборство, не всегда цивилизованное, особенно в первые годы существования суверенного белорусского государства. Пришло понимание того простого факта, что стабильность, согласие, необходимость действовать исключительно в правовом поле появились со временем, что подтверждает и нынешняя практика деятельности СМИ. К тому же в условиях глобализации усилилась тенденция к слиянию секторов информации и развлечений, именуемая состоящим из двух английских слов новым термином «инфотейнмент», что рассматривается специалистами и многими людьми как еще одна угроза СМИ, поскольку информация зачастую сводится к так называемой «развлекаловке». Подобные СМИ формируют в сознании молодых людей хаотичное представление о реальности, вызывают раздвоение их сознания, что, в конечном счете, через подражание отрицательным героям порождает рост молодежного насилия и иные девиантные и делинквентные явления в обществе.
В-четвертых, со временем пришло понимание правоты слов Президента страны, который не раз заявлял, что «журналистика – профессия государственная». Об этом он говорил и во время открытия нового учебного корпуса факультета журналистики БГУ, преобразованного в Институт журналистики. Речь шла о том, что журналист активно влияет на процессы, происходящие в государстве, формирует общественное мнение. Но раз так, то многократно повышается ответственность и печатного слова, и его автора.
Важнейшим принципом в работе белорусской журналистики должна быть убежденность в том, что свобода и ответственность СМИ зависят не только от финансовых и организационных механизмов.
Свобода и ответственность СМИ начинаются с совести каждого журналиста и должны базироваться на принятых обществом нормах и стандартах честности и порядочности. Этические проблемы необходимо включать в учебные программы, предназначенные для подготовки журналистов.
В-пятых, в журналистику пришли новые технологии, которые существенно изменили как способ подачи материала, его поиск, так и оформление, «подачу», презентацию читателю. Это и оперативность, и высокая информативность, и собственная точка зрения, как авторов, так и редакции, и постоянный диалог с читателем, в том числе с помощью интернет-ресурсов печатного издания, появление авторских колонок, привлечение широкого круга общественных корреспондентов и т. д. Далеко не случайно аудитория белорусских СМИ сегодня приближается к 100%-ному охвату граждан, которые готовы и в состоянии воспринимать массовую информацию.
В последние годы заметным фактором информационного рынка страны стали региональные издания. Достаточно сказать, что общий тираж областных, городских и районных газет почти равен тиражу изданий республиканских.
Можно констатировать, что белорусские СМИ выдержали испытание перестройкой, постперестроечным периодом. Сегодня СМИ Беларуси – это основанная на принципиально новых подходах информационной деятельности эффективная система формирования общественного мнения, обращенная к человеку, гражданину.
Об этом свидетельствует и то, что Беларусь стала площадкой для проведения авторитетных медиафорумов, собирающих журналистов со всех уголков страны и из других государств для обсуждения наиболее актуальных вопросов развития СМИ.
Так, с 8 по 11 июня 2010 г. в Минске прошел V Международный медиафорум «Партнерство во имя будущего». В его работе участвовали около 100 иностранных журналистов из 18 стран.
Существенно изменилось за послед-нее время и аудиовизуальное пространство страны.
Главным информационным источником в Республике Беларусь является в настоящее время Национальная государственная телерадиокомпания, в состав которой входят три телевизионных канала: Первый, «ЛАД», международный спутниковый «Беларусь-ТВ», а также пять областных телерадиокомпаний.
Уже несколько лет новости «подаются» в формате ежечасного вещания, что позволяет без промедления выдавать в эфир самые актуальные новости. Однако определяющий фактор состоит в том, что новостные передачи приобрели новое качество: расширилось информационное пространство, появилась реальная внутренняя конкуренция, родились отечественные аналитические программы, сформировался кадровый корпус журналистов-аналитиков, существенно обновились тематика, подбор новостного материала. Что важно, так это появление областных информационных программ, которые не просто «дополняли» сказанное на региональном уровне, но и «выдавали» оригинальные передачи, для которых были характерны и стилистическое разнообразие, и актуальность, и интерес, стремление к разнообразию в подаче материала, нетривиальные сюжетные построения. Сегодня очевидно, что для многих жителей глубинки обращение к новостным сюжетам местного телевидения сформировавшаяся потребность.
В полной мере сказанное относится и к системе радиовещания. Радио как информационный инструмент является мощным средством формирования общественного мнения. Существенно изменились аудитория радиовещательной сети, ее формы.
Приоритетными для радиовещания являются новостные, информационные блоки. Оперативное освещение важнейших событий в стране и за рубежом – несомненный приоритет, в частности, Первого национального канала Белорусского радио. Выпуски «Навiн» часто выходят в режиме реального времени, появились такие интересные аналитические проекты как «Тэма дня», «Тэма тыдня», «Дыялог», «Палiтыка». В эфир выходят публицистические программы «Беларусь – Расiя», «Час i моладзь».
Обращают на себя внимание культурно-просветительские проекты, социальные и музыкально-информационные передачи. Некоторые структуры белорусского радио успешно работают на зарубежную аудиторию.
Таким образом, становится несомненным, что отечественные средства массовой информации играют важнейшую роль в социальных, экономических, политических процессах и существенно влияют как на общественное здоровье, так и общественное мнение. Все это стало естественным продолжением политики дебюрократизации, повышения качества жизни белорусов, построения государства для народа.
Хорошо когда местные СМИ поднимают местные проблемы.
Плохо когда местные проблемы поднимают республиканские СМИ.
Я считаю, что важной проблемой для нашего поселка является заиливание реки Берестовичанки.
Помню когда то, люди массово купались в озере, а ещё раньше на центральном ставе — там было хорошее место отдыха. Даже лилии белые росли. Все эти озера и ставы имеют свойство зарастать илом и их нужно периодически чистить. Иначе органика разлагаясь, потребляет весь кислород и происходит замор рыбы. Да и в заиленном озере всякая ерунда разводится. Купаться становится опасно. К 500 летию Берестовицы собирались заказать земснаряд из Пинска для чистки озера ,но не хватило денег говорят. Лет 40 назад озеро немного чистили экскаватором – но какая это чистка? Запишут три трактора, а приедет 2. А что два трактора успеют вывезти???? Другое дело земснаряд — ему никаких тракторов не надо. Он просто сформировал бы другой рельеф подавая ил по трубам в болота по берегам и превращая болота в высокий берег. А где этого не нужно — можно было бы ил сложить в бурты и после осенью или зимой вывозить на поля – это ценное органическое удобрение. Вообще-то, надо было бы восстановить всю систему ставов. Когда то, за польским часом их было 17 штук. Ещё в 60-70 годы это было хорошее место отдыха для людей. Даже проводили там массовые гулянья. А после сгнили и обвалились деревянные мостики через ручьи. Дороги стали не только непроезжими но и непроходимыми. И мы имеем то, что имеем. Вырезали пару лет назад панские тенистые аллеи. И все заросло там крапивой. Дамбы размыты. И нет никаких ставов- только тростник да камыш. И все это совсем рядом с районным центром.
Если вам нужны автозапчасти, рекомендую сайт http://remzap.ru/ — бу акпп лачетти, заказать контрактный двигатель, акпп бу шкода, контрактный двигатель тойота и многое другое.
На мой взгляд весьма полезный сайт http://finansguru.ru — форекс начинающим,компания,фактор, прибыль