Рождество Пресвятой Богородицы

Лента новостей

Одно из православных литургических песнопений справедливо утверждает, что о Богоматери нам приличнее молчать. Это действительно так, поэтому целомудренное повествование канонических Евангелий отмечает лишь некоторые эпизоды Её жизни, да и то лишь в связи с Сыном.
Понятное человеческое любопытство, не желающее мириться с тем, что далеко не обо всём нам следует знать и говорить, находит себе отдушину в многочисленных апокрифических текстах, не вошедших в Библию, не имеющих догматического авторитета и содержащих немало сомнительных описаний. Тем не менее, некоторые из них Церковь возводит в ранг Священного Предания и фиксирует в своём литургиче-ском наследии. Один из таких памятников — «Книга о рождении Марии» — и лежит в основе праздника Рождества Пресвятой Богородицы.
В православном календаре это торжество принадлежит к разряду двунадесятых богородичных праздников и отмечается 21 сентября. Разумеется, нам не известен ни точный год, ни, тем более, исторический день рождения Девы. Это произошло примерно за два десятилетия до начала эры от Рождества Христова, по которой мы сейчас живём. Но поскольку рождение будущей Матери Господа символически открывает историю Новой, Христианской, эры, то логично, что именно этот праздник помещён в начало церковного года. Он выражает абсолютный смысл Дня Рождения Девы Марии как соучастницы истории нашего Спасения.
Содержание самого праздника составляет драматичная история последних лет жизни бездетной пожилой супружеской четы, Иоакима и Анны, принадлежавшей к «мессианскому роду» иудейского царя Давида. Она завершилась рождением дочери, чьё будущее никто не мог предвидеть.
Предание повествует, что Иоакиму, однажды хотевшему принести жертву в Иерусалимском храме, было публично указано на его недостоинство. Некий храмовый книжник подошёл к нему и сказал: «Не надлежит тебе участвовать в жертвоприношениях, предлагаемых Богу, ибо не благословил тебя Бог и не дал тебе потомство в Израиле!» «Посрамлённый перед народом» старец удалился в пустыню к своим стадам, дав обет не возвращаться до тех пор, пока не получит знамения Свыше.
Остававшаяся дома Анна, узнав о бесчестии, постигшем супруга, вышла в слезах и смятении во двор и увидела среди ветвей лаврового дерева гнездо едва оперившихся птиц. Этот зримый укор её бесплодию был последней каплей, переполнившей чашу страдания несчастной женщины. Рыдая, Анна возвысила голос к Богу.
Молитва была услышана, и явившийся ангел объявил ей о рождении благословенной Дочери. Возблагодарив Бога, Анна поспешила в Иерусалим, чтобы у Золотых ворот встретить Иоакима, получившего одновременно с ней такое же благовестие.
Девочка, испрошенная у Бога, должна была, по обету родителей, к Нему и вернуться, чтобы воспитываться в обстановке особой ритуальной чистоты при Иерусалимском храме, подготавливаясь к своему единственному в человеческой истории служению. Поэтому в трёхлетнем возрасте состоялось Её церемониальное «Введение во Храм». Неожиданное и несказанное рождение Марии от пожилых родителей повторяет чудо рождения Её далёкого предка Исаака у престарелых Авраама и Сарры и продолжает библейскую тему «испрошенных» у Бога детей, которым именно ввиду этого предстоит великое будущее (Иосиф Прекрасный, пророк Самуил, а незадолго до рождения Спасителя — Иоанн Креститель). Поэтому Рождество Богородицы — это праздник вселенской радости, как об этом и поётся в праздничном тропаре.
Материалы к печати подготовили настоятель храма в честь великомученика Дмитрия Солунского д.М.Берестовица, протоиерей Вячеслав Бочаров и Светлана Гончарова, тел.2-14-65



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *