Важным фактором развития ребенка являются внешние условия, среда, воспитательное воздействие семьи, в которой малыш живет и развивается.
Развивая понимание речи, воспитывая потребность в общении взрослые подготавливают основу для появления активной речи ребенка.
Малыш, лежа в коляске или ползая на полу, не только «разговаривает» сам с собой, словно пробует разные звуки, но и при обращении к нему внимательно смотрит на губы взрослого, сосредоточенно слушает, пробует повторять. При этом он в такой совместной деятельности:
• открывает для себя звучание разных слов;
• узнает, что каждый предмет имеет не только свое назначение, но и свое название;
• постепенно учится слушать и понимать речь;
• понимает, что слова в предложении связаны между собой.
Таким образом, малыш начинает понимать обращенные к нему слова, откликается на имя, выполняет простые просьбы: сделай ладушки, помаши ручкой.
Большая часть слов, которые усваивают дети до 3 лет, обозначает предметы и действия. Одновременно совершенствуется понимание речи взрослого и формируется собственная активная речь ребенка. При этом связь между словом и обозначаемым им предметом или действием возникает только в ситуации общения ребенка и взрослого, в процессе совместной деятельности.
Взрослые должны вместе с малышом выполнять предметные действия, учить правильно играть с различными игрушками. Для этого необходимо сформировать положительное эмоциональное отношение к предметам, игрушкам, действиям взрослого с ними, а также интерес к совместной игре. Детей учат брать, удерживать и перекладывать предметы, катать шарики, машинки, кормить куклу, нанизывать кольца на стержень, открывать и закрывать коробочки и т.д.
Многие дети, испытывающие трудности в звукопроизношении, начинают общение со взрослыми с помощью жестов, что поначалу имеет важное значение. На раннем возрастном этапе следует развивать и поддерживать любую попытку ребенка выразить себя. Но если мать, хорошо понимая выражение его глаз, его жесты, сейчас же отвечает на них действием, у него тормозится потребность в речевом общении. Если же взрослые не проявляют ответной реакции, то ребенок значительно раньше начинает делать попытки выразить просьбу словесно, т.е. проявляет речевую активность, хотя и испытывает при этом большие трудности.
Вызывать речевую активность малыша следует, учитывая его потребности. Для ребенка раннего возраста основная потребность — игра с предметом, игрушками в совместной со взрослым деятельности.
Таким образом, организованное предметно-действенное общение взрослого с ребенком является важнейшим стимулом развития его речи. Малыша надо знакомить с частями тела, окружающими предметами и действиям с ними, обучать навыкам самообслуживания и др. При этом следует помнить, что на данном возрастном этапе правильная артикуляция звуков не должна быть основной заботой взрослых, гораздо важнее сформировать необходимые предпосылки и потребность к речевому общению.
Людмила Амельянчик, учитель-дефектолог центра коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации