Развиваем у детей письмо и чтение

Лента новостей

Ctivo_rassylka_002Успешность обучения детей в школе зависит от многих факторов. Это и состояние здоровья ребенка, и отношение к процессу обучения его и его родителей, и организация обучения педагогом. Но как бы этот процесс ни был организован, сложности и трудности встречаются почти всегда. Остановлюсь на проблемах в развитии письма и чтения.
Нарушение процесса письма называется дисграфией, а чтения – дислексией. Это могут быть замены букв, пропуски, искажения структуры слова, перестановки звуков, слогов и т.п. (конВета, алВавит, диФан, Бушкин (Пушкин), Дуд, абан (банан), картона (контора) и др.
Такие нарушения могут быть вызваны воздействием биологических и социальных факторов, в частности, на овладение детьми письмом и чтением влияют длительные заболевания, неправильная речь окружающих, двуязычие в семье, недостаточное внимание к развитию речи ребенка, дефицит речевых контактов.
Многие серьезные проблемы учебной и иной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционирования. Два полушария нашего мозга неодинаковы как по своим размерам, так и по функциям.
Левое полушарие можно обозначить математическим, или знаковым, а правое — гуманитарным. Между двумя полушариями существует анатомическая связь — большая спайка головного мозга, однако для слаженной, совместной работы обоих полушарий ее недостаточно, требуется их функциональная связь.
Эта связь у большинства людей формируется в период младенчества, пока функции полушарий еще не оформились окончательно. Важнейшим для ее формирования является период ползания. Если в младенчестве ребенок ползает много и достаточно продолжительное время, то благодаря постоянным перекрестным движениям рук и ног (правая рука — левая нога, левая рука — правая нога) складывается и координация движений, и координация деятельности полушарий мозга между собой, и координация мозга и тела в целом. Происходит это на бессознательном уровне.
Если же период ползанья у ребенка оказывается сокращенным, двигательная активность в это время снижена или этот период вообще “выпадает”, то в дальнейшем проявляется излишний сознательный контроль человека над своим телом.
Отсутствие слаженности в работе обоих полушарий — основная причина трудностей в учебе, в том числе и порожденных дисграфией и дислексией. Устранить эти проблемы может помочь развитие межполушарного взаимодействия.
Каждый человек рождается на свет наделенным инстинктом познания. Именно этот инстинкт заставляет младенца до трех лет “тянуть все в рот”, а ребенка, освоившего речь, докучать взрослым вечным вопросом “почему?” Этот же инстинкт позволяет всем нам в раннем возрасте бессознательно и без видимых усилий осваивать огромный объем информации и овладевать навыками ходьбы, членораздельной речи, предметной деятельности.
Однако с началом целенаправленного обучения чтению, письму, счету картина резко меняется. Ребенка побуждают учиться внешние причины — воля родителей и существующий в обществе взрослых порядок. Цели учебы вообще и обучения конкретным предметам ребенку далеко не всегда понятны. От ребенка требуют сидеть неподвижно в течение многих мучительно долгих для него минут и даже часов. Познание и движение оказываются разорванными. В результате ученик не испытывает удовлетворения, он не радуется успеху познания, радость ему доставляет лишь хорошая оценка.
Есть наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения – кинезиология. По мнению кинезиологов успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия. Самый благоприятный период такого развития – это возраст до 10-ти лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.
Межполушарное взаимодействие можно развивать также при помощи комплекса специальных двигательных (кинезиологических) упражнений. Благодаря им у многих детей наблюдается значимый прогресс в плане способности их к обучению, а также управлению своими эмоциями.
Вот некоторые упражнения, которые способствуют активизации межполушарного взаимодействия, помогают использовать оба полушария гармонично и делать их “перекрестную” работу лучше.
1. Упражнение “Ленивые восьмерки”.
Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь — левой. А теперь правой и левой одновременно. Затем начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.
2. Упражнение “Двойной рисунок”.
Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно:
— навстречу друг другу;
— вверх — вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой — вниз, и наоборот;
— разводя в разные стороны.
Оксана Болбат,
учитель-дефектолог Олекшицкой СШ



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *