Если вы собираетесь продавать или покупать квартиру, комнату, дом или земельный участок, то, наверняка, перед вами стоит вопрос: обязательно ли участие нотариуса в сделке? Хочу напомнить, что до вступления в силу Гражданского кодекса Республики Беларусь (до 1999 года) договор купли-продажи недвижимости подлежал обязательному нотариальному удостоверению. В противном случае он считался недействительным.
Сегодня договоры отчуждения (купли-продажи, дарения, мены) недвижимости могут быть удостоверены либо нотариусами, либо регистратором — работником агентства по государственной регистрации и земельному кадастру, если хотя бы одной из сторон являются граждане – физические лица. В случаях, когда сторонами сделки являются юридические лица, удостоверять сделку не требуется, ее достаточно зарегистрировать в агентстве по государственной регистрации и земельному кадастру. После удостоверения договора у нотариуса покупателю необходимо обратиться в агентство по государственной регистрации и земельному кадастру за регистрацией договора отчуждения недвижимого имущества и переходом права собственности. С момента государственной регистрации покупатель становится собственником приобретенного недвижимого имущества.
Как предусмотрено законом, нотариус обязан проверить личности обратившихся, их гражданскую дееспособность или правоспособность юридического лица, разъяснить им смысл и значение договора. Нотариус также проверяет, соответствует ли его содержание действительным намерениям сторон и не противоречит ли требованиям закона, составляет проект договора.
Согласно законодательству, нотариусы работают по принципу «одного окна». Это означает, что если у гражданина возникнет потребность в совершении нотариального действия, то ему придется только два раза прийти в нотариальную контору. Один раз, чтобы написать заявление о том, что он желает оформить договор, а второй раз — чтобы подписать этот документ и оформить сделку.
При этом гражданин представляет нотариусу те документы, которые у него есть в наличии, и просит, чтобы нотариус истребовал для оформления сделки другие документы. Для совершения сделки установлен срок один месяц.
С 20 января 2013 года вступили в силу изменения в законодательство, которые еще больше расширили функции нотариусов. Теперь гражданину после удостоверения договора в нотариальной конторе нет необходимости самостоятельно идти в агентство по госрегистрации, чтобы зарегистрировать договор и переход права собственности на недвижимое имущество. По заявлению гражданина это сделает за него нотариус. Кроме того, по желанию гражданина нотариус заберет из агентства готовые документы и отправит их заявителю по почте.
С 2016 года договоры отчуждения недвижимого имущества производятся нотариусом нотариального округа, в пределах которого расположено недвижимое имущество. То есть, если раньше оформить продажу квартиры, находящейся, например, в г.п. Б.Берестовица, можно было только в нотариальной конторе Берестовицкого района, то сегодня удостоверить такой договор может любой нотариус, осуществляющий нотариальную деятельность в Гродненском нотариальном округе, то есть в Гродненской области.
Елена Шалова,
нотариус Гродненского нотариального округа