Развитие предпринимательства – значительный резерв укрепления экономики страны. В Беларуси приняты важные законодательные акты, например, Государственная программа поддержки малого и среднего бизнеса на 2013 – 2015 годы. На её финансирование направлены около 170 миллиардов рублей. Людям помогают открыть собственное дело. А 30 декабря прошлого года в Национальной библиотеке прошла торжественная церемония награждения победителей республиканского конкурса «Предприниматель года». Высокие награды вручил премьер-министр страны Михаил Мясникович. Основной целью этого значимого республиканского мероприятия было привлечение внимания к дальнейшему развитию предпринимательства, стимулирование деловой инициативы. Возможно, представители нашего района в будущем также удостоятся таких наград.
Когда в конце июня этого года в г.п.Б. Берестовица открылся новый магазин «Familу market» ЧТУП «Молторг», директором которого является Елена Державская, для райцентра это было событие. Первыми появились здесь товары для детей, что, безусловно, привлекло мам и бабушек. Не разочаровали их и цены, а также большой выбор «всякой всячины». У других магазинов в посёлке появился сильный конкурент – так и должно быть. Потому что выигрывают от этого люди.
Евгений и Елена Державские начинали свой бизнес в 2000 году с индивидуального предпринимательства, а в 2008 – ом открыли ЧТУП «Рыбный дом» и ЧТУП «Молторг». Сейчас у директора Елены Державской два магазина – «Кумпячок» и “Familу market”.
— Меня интересовал фундамент недостроенной гостиницы в Берестовице, который находился рядом с нашими магазинами, — говорит Елена. Не хотелось, чтобы он достался конкуренту. Затем мы узнали, что в Гродно будет проводиться аукцион, и подали заявку на участие в нём. Было 6 претендентов, а фундамент гостиницы первоначально продавался за одну базовую величину. Затем ставки возросли, и в результате я купила его за 32 миллиона рублей – без кредита, за свои деньги. Согласно требованиям, в течение двух лет нужно было построить магазин, и на протяжении трёх месяцев его открыть. Всё это также пришлось делать за свои деньги, без кредита. Как бы ни было тяжело, мы свои обязательства выполнили. На закупку товаров денег уже не было, но мне пошли навстречу наши белорусские оптовые фирмы, за что я очень благодарна. Сначала в новом магазине мы открыли детский отдел. Без предоплаты и с отсрочкой платежа на 2 месяца нам предоставило товар УП “Торгодежда” в Гродно. Продавались детские вещи сначала с торговой наценкой 15 процентов, сейчас 20 процентов, ведь надо платить зарплату продавцам. Невысокие цены привлекают людей, у нас хороший оборот. Я даже не ожидала, что в новогодние праздники в магазине будет столько людей, что они нам отдадут предпочтение. Выручка выросла в разы. В подвале магазина планируем открыть ещё одно торговое помещение. Товары будем продавать и в рассрочку без процентов на полгода.
Любопытство привело и меня в новый магазин ещё в самые первые дни после открытия.
Как постоянного клиента и бабушку, интересовали меня в первую очередь товары для детей. Выбор не разочаровал. Понравилась также и посуда, например, недорогие чашки, которые были дешевле, чем в другом магазине.
Недавно довелось побеседовать с продавцами. Все они тут молодые и полны энтузиазма.
— Мама, пошли в магазин счастья, — приводит мне продавец слова одного ребёнка, который часто бывает здесь с родителями. Она с улыбкой называет мне фамилию родителей этого ребёнка, так что сомневаться в её словах не приходится. А с лёгкой руки малыша так уже стали называть этот магазин и многие взрослые.
— Я несколько лет торговала на рынке, была индивидуальным предпринимателем, — рассказывает моя собеседница, продавец- консультант Татьяна Лопатик.
— А почему закрылись? Здесь Вам нравится больше? – интересуюсь.
— Да, — отвечает она. – Здесь тепло, уютно. Для женщины это много значит. К тому же, Елена Николаевна — опытный, компетентный, коммуникабельный человек и во всём нам помогает.
Новые рабочие места сразу привлекли желающих. Работает в магазине 12 человек, есть даже парень — продавец Илья Герман. Представители малого предпринимательства помогают в решении очень важной общегосударственной задачи — разгрузить склады белорусских предприятий. Оптовые фирмы способствуют этому, постоянно предоставляют скидки, что даёт отличную возможность продавать товар дешевле. Вся детская одежда в магазине «Familу market» отечественного производства, что очень важно. Вежливые и доброжелательные продавцы на должном уровне поддерживают культуру обслуживания. Они охотно помогают с выбором.
А люди в свою очередь охотно приобретают здесь самые разнообразные товары.
Наступил новый год. Пусть он будет удачным для малого бизнеса и всех нас!
Нина Надде, фото автора