Поможем ребенку полюбить музыкальную школу

Лента новостей

D5v5oTyCQBПочему в некоторых музыкальных школах падает набор? Почему многие дети бросают обучение на полпути? Почему у них в душе остается обида на музыкальную школу, а часто и неприятие «серьезной» музыки?
Причин, влияющих на указанные проблемы, несколько. Во-первых, это и внешние факторы, такие как популяризация потребительского отношения к музыке, падение в обществе интереса к «серьезной» музыке вообще, захламление низкосортной музыкой эфира в средствах массовой информации, разговоры о непрестижности профессии музыканта. Во-вторых, безусловно, и факторы внутренние. И не в отдельно взятом «ГУО … ДШИ», а в учреждениях подобного типа в целом по республике. Для этого давайте, дорогие родители, рассмотрим вкратце, что же преподается в музыкальных школах, как это делается, и чем лично вы можете помочь своим детям.
Музыкальная школа
К основным предметам, преподаваемым здесь, относятся: специальность (игра на одном из музыкальных инструментов); сольфеджио (основы музыкальной теории), музыкальная литература (изучение как жизнеописания, так и творчества композиторов в основном классического периода, а также основы анализа музыкальных произведений); фортепиано (для тех, у кого специальностью не является фортепиано); коллективное исполнительство (хор, оркестр, ансамбль). Кроме основных предметов, в зависимости от уровня школы, могут преподаваться и дополнительные (факультативные), чаще творческого направления, например, композиция, аранжировка, импровизация и др.
Основным результатом учебы в музыкальной школе является, во-первых, грамотное исполнение музыки (специальность) и, во-вторых, теоретически грамотное восприятие, понимание музыки (музыкальная литература, сольфеджио, теория музыки).
Исполнение и связанные с ним трудности
Основной задачей ученика как исполнителя является полное понимание замысла композитора и техничное донесение этого замысла до слушателя. Понятно, что как первое, так и второе не может быть выполнено учеником самостоятельно не только в 7-8 лет, но и в 13-14.
Считаю, что только на преподавателя специальности ложится ответственность по интеграции всех теоретических знаний ученика при подготовке произведения к исполнению. Ведь непонимание учеником того, что он делает, приводит к потере у него мотивации к занятиям. Здесь нужна помощь знающих теоретиков-специалистов.
При первоначальной подготовке к исполнению преподаватель вместе с учеником должен провести детальный анализ произведения. Во-первых, с точки зрения сольфеджио (в плане определения используемых ладов, построения и движения мелодических линий). Во-вторых, с точки зрения музыкальной литературы (определение замысла композитора, анализ формы произведения, отдельных тем и их развития, возможных повторений и др.). Необходимо проанализировать и технические аспекты произведения. Сюда входят все приемы и штрихи, применяемые для передачи определенного настроения и духа времени написания произведения, его динамика, темп и размер. Все перечисленные выше элементы анализа необходимы для понимания замысла композитора. И без их детального разбора практически невозможно грамотное исполнение, в том числе и технически.
После анализа должны выполняться подготовительные упражнения. К ним относятся проигрывание гамм и арпеджио по всем выявленным тональностям (это нужно для привыкания пальцев к определенному положению), а также исполнение специальных этюдов и упражнений на выявленные технические приемы (трудности). При этом перед выполнением каждого упражнения преподаватель должен убедиться в понимании учеником того, что он делает.
Все вышеперечисленное ребенок по вашей просьбе, уважаемые родители, должен уметь в доступной форме объяснить и показать вам. Если же он этого не может, то, конечно же, стоит побеседовать с преподавателем специальности. В беседе же с ребенком проявите неподдельный интерес к теме. Ведь дети очень тонко чувствуют значимость того, что они делают.
Проблема может быть и другого рода. Учитель не нашел контакта с ребенком. Он его не слышит. Помогите ему найти причину, поговорите с ребенком. Это не повод менять преподавателя или вовсе бросать школу. Ну, а если отрицательное отношение к музыке в ученике уже стойко заложено, то зачем же мучить себя и ребенка занятием нелюбимым делом? Чтобы предупредить такие ситуации, хочется посоветовать родителям: при поступлении на подготовительное отделение, выбирая инструмент, опирайтесь на желание ребенка, дайте ему попробовать себя в новом деле, еще до поступления посещайте проводимые в школе отчетные концерты и другие мероприятия, чтобы вызвать интерес и стимул к обучению. Согласитесь, заниматься с учеником, который относится к занятиям с холодком и равнодушием, не очень приятно и преподавателю.
Восприятие музыки
Грамотное восприятие музыки формируется, в основном, на уроках музыкальной литературы — в групповых занятиях, где не всегда хватает времени на индивидуальное общение с каждым учеником. Обычно на уроках в качестве иллюстрации проигрываются небольшие фрагменты произведений всего пару-тройку раз. А этого явно недостаточно для нормального запоминания и последующей идентификации, не все же гении. Поэтому ребенка необходимо обеспечить записями изучаемых произведений, чтобы он смог самостоятельно их прослушивать необходимое количество раз. Помогите детям в приобретении нужной информации. При необходимости попросите преподавателя о помощи, а если необходимо, то и о дополнительных индивидуальных занятиях с целью закрепления знаний ученика. Результатом занятий должно быть уверенное знание исторического контекста изучаемых произведений, их форм и музыкальных особенностей.
Вывод
Не все так плохо, как может показаться. Главное – вовремя определять возникающие трудности (желательно предупреждать их). Чаще общаться с преподавателями, помогая им в обучении вашего ребенка. Не поддаваться на заявления преподавателя, что вы не профессионал и не разбираетесь в музыке. Музыка – ведь не химия и не физика, музыка как искусство существует для всех нормальных людей, а не только для узких «профессионалов». Так объединим же усилия в общем деле приобщения детей к этому прекрасному миру.
Вадим Антоненко,
преподаватель Берестовицкой детской школы искусств



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *