Уже не раз замечала, что когда человек занимается любимым делом, он рассказывает о нем увлеченно и с удовольствием. Вот и в разговоре с педагогом социальным Большеберестовицкой средней школы Инной Поляковой обратила внимание, насколько глубоко она проникается проблемами других людей, старается помочь оказавшимся в беде ребятишкам, поддержать их в непростой ситуации, и, несмотря на все сложности, возникающие в профессиональной деятельности, не жалуется и не ищет других путей, а настойчиво идет по избранной дороге, искренне радуясь, когда удается защитить интересы своих подопечных и создать для них оптимальные условия как в учреждении образования, так и в семье.
По образованию Инна Полякова — учитель начальных классов с дополнительной специальностью «социальная педагогика», но так уж получилось, что именно дополнительная специальность стала для Инны Валентиновны основной: в 2004 году, после окончания ГрГУ им. Я. Купалы она была направлена по распределению в Большеберестовицкую среднюю школу на вакантную должность педагога социального и так и осталась работать на ней до сих пор, понимая, что это именно то место, где она может реализоваться с максимальной пользой.
Обязанностей у педагога социального довольно много, но, пожалуй, основная его функция – это защита прав и законных интересов несовершеннолетних, обучающихся в учреждении образования, а в Большеберестовицкой средней школе это сегодня 682 школьника. Под особым вниманием социально-педагогической службы – дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении, состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.
— На сегодняшний день в школе обучается трое детей, проживающих в опекунских семьях, двое — в приемных, — рассказывает Инна Валентиновна, — семеро учащихся признаны находящимися в социально опасном положении, трое состоят на учете в ИДН. Кроме того, мы тесно работаем с детьми из многодетных и малообеспеченных семей, их у нас соответственно 117 и 27.
Педагог социальный отличается от учителей-предметников тем, что не ведет традиционных уроков и не выставляет за них оценок. Но его работа не менее важна, ведь он работает в первую очередь с теми детьми, которые испытывают сложности с адаптацией в среде сверстников, имеют проблемы в семье или склонны к совершению правонарушений.
Инна Валентиновна отмечает, что работать с такими категориями несовершеннолетних непросто, ведь эти дети не всегда открыты для общения, живут часто в непростых бытовых условиях, чувствуют себя в какой-то степени обделенными родительской любовью и заботой. Но ведь именно им, как никому другому, и нужна помощь старшего товарища, способного понять и поддержать.
— Часто педагога социального воспринимают как страшилку, — улыбается Инна Валентиновна, — пугают детей, что если они будут плохо себя вести, мы поставим их на внутришкольный учет, но я всегда говорю классным руководителям, что в первую очередь социально-педагогическая служба стоит на защите прав и законных интересов несовершеннолетних. И наша задача – не наказать ребенка за какой-то проступок, а помочь справиться с непростой ситуацией, в которую он попал.
День педагога социального начинается с того, что он идет по классам и проверяет присутствие в школе своих подучетных ребят, если же кто-то отсутствует, сразу же следует звонок родителям или даже выезд на дом.
Кстати, посещение семей, дети из которых признаны находящимися в социально опасном положении, происходит еженедельно, и это дает определенный результат.
— Родители знают, что мы придем к ним, поэтому стараются поддерживать порядок дома, — говорит Инна Полякова, — ведь детей потерять боятся даже самые нерадивые из них. За всю мою практику детей отбирали только у одной семьи, и теперь мы стараемся не допускать таких случаев, работаем на профилактику.
Основными причинами, по которым несовершеннолетних могут признать находящимися в социально опасном положении, Инна Валентиновна называет семейные скандалы, злоупотребление родителей спиртными напитками и антисанитарию в доме. Она признается, что вначале ей было очень сложно сталкиваться с этим.
— Я выросла в семье, где папа на маму ни разу даже не прикрикнул, — замечает педагог социальный, — а моим маленьким подопечным приходится видеть и семейные скандалы, и когда папа поднимает руку на маму, это очень страшно. Поэтому я понимаю, насколько им необходима моя помощь.
По субботам в школе работает консультационный пункт, и у родителей, и у детей есть возможность обратиться за советом к педагогу социальному и психологу, получить рекомендации. И Инна Валентиновна отмечает, что многие этой возможностью пользуются.
В школе шутят, что подучетные стали для Инны Валентиновны практически уже родственниками, и у них она бывает даже чаще, чем у мамы в Малой Берестовице.
— Но на самом деле, — подчеркивает Инна Полякова, — очень приятно, когда люди тебе доверяют и ищут поддержки. И я всегда радуюсь, когда мне удается достучаться до сердец людей, с которыми я работаю, и помочь наладить ситуацию в семье. К тому же, мне комфортно работать в коллективе нашей школы, поэтому на другом месте себя даже и не представляю.
Ирина МИКЛАШ,
фото автора