Роль человека, который неравнодушен к своему каждодневному занятию и может озарить его светом вдохновения, неоценима. Есть профессии, незаметные на первый взгляд, мы словно бы не замечаем, что они существуют, но от этого они не менее важны и нужны. И есть скромные люди, которые стараются выполнять свою работу как можно лучше, делая честь и профессии, и себе.
Жительница городского посёлка Большая Берестовица Елена Пелеш избрала для себя поистине нелёгкое поприще – работу подчас с непростыми детьми, делающими первые шаги в самостоятельную жизнь. Многие из выпускников Берестовицкого государственного сельскохозяйственного профессионального лицея добрым словом вспоминают своего мастера производственного обучения, а сейчас педагога социального Елену Ивановну Пелеш. Уже более двух десятков лет она трудится на ниве профессионального образования, заботливо сохранённого в нашей стране. Любой вчерашний школьник при желании может рассчитывать на то, что в лицее ему дадут путёвку в жизнь и научат занятию, которое поможет в будущем твёрдо стоять на ногах.
Те времена, когда двор тогдашнего профтехучилища был шумен и многолюден, совпали с Елениной молодостью. Не редкостью были учащиеся из других городов, у которых уже кто-то учился здесь, и даже была девочка, чьи детство и школьные годы прошли в Москве, а её родители затем вернулись на свою малую родину. Кстати, «старожилы» преподавательского состава училища вспоминали и ещё более славные времена, когда первые обучаемые трактористы ходили с песней, демонстрируя молодой задор и немалую мотивацию к самостоятельной трудовой жизни. Профессиональное обучение пользовалось популярностью. Сюда шли и юноши, и девушки. Ребята увлекались техникой, мечтали получить водительские права, девочки пробовали себя в кулинарном искусстве и швейном деле.
Секрет Елены Ивановны, а по специальностям она модельер-конструктор и педагог, был в том, что она учила девчат тому, что любила сама. Броские яркие блузки, платья, созданные буквально «из ничего», из совсем недорогих тканей талантливым молоденьким мастером производственного обучения, притягивали глаз. А в скольких выставках участвовали преданные ученицы этого мастера и его коллег, демонстрируя незаурядные творческие способности и любовь к профессии! Профессия швеи, модельера похожа на колдовство, она сродни творчеству художника, ведь под руками энтузиаста оживает мечта.
Работа же педагога социального имеет свою специфику. Решившись поменять своё привычное многолетнее занятие, где во главу угла ставилось именно обучение учащихся профессиональным навыкам, на другое, когда перед педагогом ставится нелёгкая задача помочь адаптации подростков к полноценной жизни в обществе, моя собеседница поначалу крепко задумалась.
— Я всегда мечтала работать с детьми, но по силам ли мне «охватить необъятное»? – делится со мной воспоминаниями Елена. — Справлюсь ли я с такой сложной работой, смогу ли своевременно реагировать на возникающие проблемы и не пропускать их? Только после беседы с директором лицея Эдуардом Владимировичем Карвацким, в которой он почувствовал мои сомнения и поддержал меня, появилась некоторая уверенность, что всё получится.
«Фронт работ» у педагога социального действительно велик и разнообразен. В потенциальной «группе риска» сейчас 16 детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также 48 учащихся лицея из неполных, малообеспеченных семей, 17 – из многодетных, 10 детей из семей, находящихся в социально опасном положении. Особенное пристальное внимание и постоянный контроль требуется тем, кто уже вёл себя не очень хорошо, и которых, образно говоря, призывали к порядку. И здесь Елена Ивановна с большой признательностью говорит о людях, по «долгу службы» и по велению сердца плодотворно сотрудничающих с нею и педагогами учебного заведения. Только работа в команде, когда все взрослые «в одну дудку», и чуткий индивидуальный подход дают результат. И абсолютных гарантий тут всё же нет, ибо все — живые люди, а на подростка действует множество факторов. Даже дети из благополучных семей не застрахованы от ошибок, а что говорить о тех, кто видел в своей ещё небольшой жизни далеко не лучший пример?
Вот Петя, назовём его так. Мечта Пети – это выучиться, начать работать и жить самостоятельно. Петя рассказывает в беседе с Еленой Ивановной:
— Раньше дома я не мог спать нормально. У меня кровать была плохая, там пружины давно уже повылезли. Я сам куплю себе мебель, когда начну работать.
— Мама пила?
— Да.
— Шаг за шагом ты сможешь построить свою собственную благополучную жизнь, если будешь иметь ответственность, — ориентирует педагог. — Мы поддержим тебя, но впоследствии, когда начнёшь работать, надейся только на себя. Если тебе кто-то предложит выпить, необходимо решительно отказаться, тогда долгосрочный выигрыш за тобой. Имей силу воли. Лучше будь один, чем вместе с кем попало. Старайся, чтобы у тебя всегда всё было хорошо, и всё получится.
Поистине, человек сам творец своей судьбы, и пусть на смену прежнему придёт новый жизненный сценарий.
— Нашим детям оказывается необходимая педагогическая и психологическая помощь, материальная поддержка, — говорит в заключение нашего разговора Елена Ивановна. — Но так важно, чтобы у таких деток были близкие люди, которые бы поддерживали и направляли их. Ведь добро и зло, действительно, начинаются в семье. Счастливая хорошая семья – это благо. Важно нам, взрослым, сообща сделать так, чтобы дети не чувствовали недостатка в любви и ласке. Хочется, чтобы доброта не была в дефиците…
Нина Надде, фото автора