C 29 ноября 2013 года в постоянную эксплуатацию введена государственная информационная система «Регистр населения» – централизованная автоматизированная информационная система, содержащая персональные данные граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь.
Управление регистром осуществляет распорядитель регистра – Министерство внутренних дел Республики Беларусь, в структуре которого создано подразделение, уполномоченное на ведение регистра – регистрирующая служба, которая входит в состав подразделений по гражданству ОВД.
Основная функция регистра – обеспечение информацией органов государственного управления для административных целей. Среди них: составление различных программ, бюджета, налогообложения, составление списков избирателей, проверка отбора на военную службу, наведение справок. Регистр призван служить основным источником для других административных систем (здравоохранение, обеспечение жилья, пенсионное обеспечение, образование). С другой стороны, информация регистра может быть использована при выписке различных документов населению. Регистр служит также важным источником статистической информации. В этой области он может быть использован для текущей статистики населения, планирования переписей населения и оценки их результатов, опросов и выборочных обследований.
Первоначально персональные данные физических лиц были внесены в регистр на основании сведений, накопленных в ходе документирования граждан паспортами и видами на жительство иностранных граждан и лиц без гражданства. В дальнейшем информация о документах, удостоверяющих личность, и о регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания дополняется и обновляется.
Персональные данные в регистре хранятся на белорусском и (или) русском языках, а фамилии и собственные имена также и в латинской транскрипции.
Законом четко определен ограниченный перечень обрабатываемых в регистре данных. Это основные и дополнительные персональные данные, сведения о документах, их подтверждающие, а также круг органов, обязанных вносить определенные данные.
К основным персональным данным относятся: идентификационный номер; фамилия, собственное имя, отчество; пол; дата и место рождения; цифровой фотопортрет; данные о гражданстве (подданстве); данные о регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания; данные о смерти или объявлении физического лица умершим, признании безвестно отсутствующим, недееспособным, ограниченно дееспособным.
Поставщиками основных персональных данных являются МВД, органы ЗАГСа, общие суды.
К дополнительным персональным данным относятся данные о родителях, опекунах, попечителях, семейном положении, супруге, ребенке (детях) физического лица; о высшем образовании, ученой степени, ученом звании; о роде занятий; о пенсии, ежемесячном денежном содержании по законодательству о государственной службе, ежемесячной страховой выплате по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; о налоговых обязательствах; об исполнении воинской обязанности.
Дополнительные персональные данные предоставляются: Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Высшей аттестационной комиссией, Министерством обороны, военными комиссариатами, Министерством по налогам и сборам, Министерством образования, МЧС, КГБ, Министерством иностранных дел, Генеральной прокуратурой, «Белгосстрахом», местными исполнительными и распорядительными органами, органами ЗАГСа и общими судами.
После вступления в силу Закона (26 июля 2013 года) в режиме реального времени персональные данные вносятся в регистр органами, регистрирующими акты гражданского состояния, к июлю 2018 года будет происходить внесение персональных данных физических лиц всеми указанными в Законе органами и организациями. При этом ответственность за полноту, достоверность и актуальность вносимых в регистр персональных данных возложена на руководителя государственной организации, вносящей эти данные.
Персональные данные из регистра предоставляются организациям, нотариусам и физическим лицам. Граждане смогут получать персональные данные из регистра в отношении себя, тех физических лиц, законными представителями которых они являются, и других физических лиц с их письменного согласия.
Физическим лицам персональные данные из регистра предоставляются в форме справок (выписок) по их письменному заявлению. При этом физическое лицо, желающее получить справку (выписку) из регистра, не должно обосновывать свой интерес к запрашиваемым персональным данным. Справки (выписки) из регистра один раз в пределах календарного года предоставляются бесплатно, более одного раза – на платной основе (1 базовая величина за каждую справку). Срок предоставления справки (выписки) из регистра – не позднее пяти календарных дней со дня подачи в регистрирующую службу заявления физического лица, который может быть продлен до пятнадцати календарных дней в случае, когда заявление физического лица о предоставлении справки (выписки) из регистра касается большого объема персональных данных, требующих отбора.
Персональные данные будут предоставляться бесплатно организациям и нотариусам, для которых использование персональных данных необходимо для выполнения задач, входящих в компетенцию этих организаций, определенную законодательством Республики Беларусь.
Таким образом, регистр населения, в перспективе, – мощный инструмент, который, с одной стороны, позволит сократить бюрократический барьер между гражданином и государством, а с другой стороны, обеспечит взаимодействие государственных органов на качественно новом уровне, повысит актуальность и достоверность информации о гражданах, и, как следствие, оптимизирует оперативность и качество принимаемых управленческих решений.
Галина Игнатюк,
ведущий специалист
по регистру населения ГГиМ Берестовицкого РОВД