При проведении контрольно-аналитических мероприятий зачастую устанавливаются факты, когда при проведении подрядных торгов на строительство объекта участники изначально поставлены в неравные условия, что сказывается на окончательном выборе подрядчика на проведение строительно-монтажных работ.
Так, в соответствии с законодательством Республики Беларусь цена предложения участника подрядных торгов, как правило, являющаяся главным критерием при выборе победителя торгов, рассчитывается на основании проектной, в том числе сметной документации, утвержденной заказчиком строительства.
Такая проектная документация разрабатывается за несколько лет до реализации самого проекта, но, как известно, жизнь не стоит на месте, и проектные решения могут измениться.
В ходе проверки государственного предприятия, выполняющего функции заказчика по возведению объекта строительства, установлены факты, когда подрядчик при расчете цены своего предложения снизил стоимость за счет уменьшения дальности перевозки большого объема песка и песчано-гравийной смеси, то есть откорректировал выданную заказчиком проектно-сметную документацию и был выбран победителем торгов. Другие же участники торгов при расчете своей цены придерживались утвержденной проектной документации.
Казалось бы, выиграл по самой низкой цене, и главное – экономия бюджетных средств. Однако не все так просто.
Законодательством предусмотрено несколько условий, при которых допускается откорректировать твердую договорную цену. Например, при появлении дополнительных работ, неучтенных проектно-сметной документацией.
Так и в данном случае, подрядчик, воспользовавшись нерасторопностью заказчика, в ходе строительства объекта с целью увеличения твердой цены, убедил заказчика в необходимости проведения дополнительных работ, а именно – увеличить расстояние перевозки песка и песчано-гравийной смеси, по причине отсутствия возможности использования карьера, заложенного в проекте.
Таким вот образом твердая договорная цена на «законных» основаниях изменяется в сторону увеличения.
Данные обстоятельства свидетельствуют, что некоторые подрядчики намного лучше осведомлены, где и как при реализации строительного проекта можно сэкономить, нежели сами государственные заказчики, на которых государством возложена одна из основных функций – рациональное использование средств, выделенных на строительство объекта.
Ведь если бы данный заказчик предусмотрел корректировку проекта в части изменения расстояния перевозки песка и песчано-гравийной смеси, ни о каких дополнительных работах речи не могло бы и быть, и кто знает, как в итоге закончились бы подрядные торги…
К печати подготовила
Светлана Гончарова