Содержание улиц и дорог, создание необходимых условий для безопасного передвижения по ним транспортных средств – одна из главных и наиболее ответственных задач, которые приходится реализовывать в своей практической деятельности дорожным организациям. Но особую актуальность это требование приобретает зимой. Именно в этот период работа дорожных служб вызывает больше всего нареканий со стороны водителей. Но всегда ли обоснованными бывают эти нарекания? Понятно, что в условиях снегопада моментально очистить дороги не представляется возможным. Каковы же вообще на этот счет существуют требования? Об этом мы попросили рассказать начальника Берестовицкого ДРСУ-160 Владимира Артюхевича:
— Зимнее содержание представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя защиту дорог от снежных заносов, очистку их от снега, борьбу со скользкостью и наледями. Для этого действующими нормативно-правовыми актами определены директивные сроки. Все зависит от степени сложности погодных условий и уровней требований к автомобильным дорогам. Напомню, что все автомобильные дороги разделены на пять уровней требований к их эксплуатационному состоянию. В основе такой градации лежит народнохозяйственное и административное значение дорог и интенсивность движения по ним. Наибольшего внимания требуют дороги первого уровня содержания. Это — важнейшие республиканские магистрали, соединяющие столицу с областными центрами и последние между собой. На таких дорогах мероприятия по зимнему содержанию проводятся в первую очередь. А последний, пятый, уровень требований – местные дороги с интенсивностью движения менее 100 автомобилей в сутки. Следовательно, и сроки выполнения работ на таких дорогах совсем другие.
Протяженность дорог, обслуживаемых ДРСУ-160, составляет свыше 340 километров, в основном это 4-ый и 5-ый уровни требований. Какие же в отношении них существуют требования по зимнему содержанию? Как отмечают специалисты дорожной организации, директивные сроки, которые установлены с момента прекращения снегопада (метели) либо образования (обнаружения) гололеда, при зимнем содержании местных дорог составляют:
— обработка проезжей части противогололедными материалами – от 9 до 24 часов;
— очистка проезжей части от выпавшего снега и заносов – от 12 часов до двух суток;
— очистка обочин, остановочных и посадочных площадок, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек – от 8 до 20 суток.
Алгоритм работ по ликвидации зимней скользкости Владимир Артюхевич показал на примере автодороги Н-6012 Лунно — Гудевичи — Большие Эйсмонты – Олекшицы протяженностью 12 километров. Это дорога четвертого уровня требований. При окончании снегопада, например, 10 января в четыре утра и образования скользкости покрытия работы по зимнему содержанию на дороге должны быть выполнены в следующие сроки: очистка проезжей части от выпавшего снега и заносов – 10 января до 16.00; обработка проезжей части противогололедными материалами – 10 января до 13.00. А вот сроки очистки обочин, остановочных и посадочных площадок, пешеходных и велосипедных дорожек определены до 18 января.
— В заключение хочу отметить, — говорит Владимир Алексеевич, — мы прилагаем все усилия, чтобы мероприятия по ликвидации зимней скользкости и очистке дорог от снега выполнить в минимальные сроки. В первую очередь обслуживаем дороги, которые соединяют районный центр с агрогородками, дороги с регулярными автобусными маршрутами, с маршрутами движения школьных автобусов, автолавок. Но, еще раз подчеркну, моментально добиться желаемого результата невозможно, на все нужно определенное время.
Сергей Хилюта, фото автора