О вере в душе

Лента новостей

Многие люди говорят и считают, что вера должна быть в душе, а ходить в церковь необязательно. Эти люди допускают две большие ошибки. Во-первых, «вера в душе», как правило, сводится к умозрительному признанию бытия Бога, из которого человек в своей жизни почти никаких выводов не делает. В этой связи можно вспомнить слова Христа о том, что «И бесы веруют и трепещут»  (Иак., 2,19). А такой человек чаще всегда даже и не трепещет, но живёт так, словно не было искупительной жертвы Спасителя за каждого из нас. Во-вторых, эта позиция никаким образом не выводима ни из Священного Писания, ни из Церковного Предания. Христос говорил о том, что Он пришёл основать на земле Церковь, а не установить некий множественный союз Бога с отдельными, никак не связанными между собой людьми. И что пришёл дать заповедь о любви не только к Богу, но и к ближнему. И лишь так может осуществиться полнота жизни человека.
Христианин делает добро не как античный герой и не как образец коммунистической атеистической морали и нравственности. Он стремится дать действовать через себя Богу. Христос говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ии.,15.5). В этих словах заключается самая сердцевина духовной жизни христианина.
По словам апостола Павла, «Сила… совершается в немощи» (2 Кор.12,9). Не в немощи уклонения и ложносмиренного признания себя греховным, мол, грешен, не могу того-то сделать, а в той немощи, как у ребёнка, который когда учится писать, вручает руку свою матери, и она водит его рукой, и тогда слова получаются отчётливыми, внятными и красивыми. А если ребёнок начнёт сопротивляться и делать по-своему, то получается непонятно что. Так и в нашей духовной жизни. Когда мы проявляем такую немощь ребёнка или немощь паруса, который надувается ветром, вот тогда у нас что-то и выходит.  Но  это  возможно  только в Церкви. Почему? Потому что прихожане — это не сообщество людей, но организм, а священник — не жрец, не парторг, не психотерапевт, но человек, имеющий особую благодать от Бога совершать таинства и оказывать людям духовную помощь. Однако не в силу своих каких-то чрезвычайных дарований, а потому, что благодать священства ради пользы других дана от Бога. Собственно, вся история подтверждает слова святителя Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Одно дело умозрительно рассуждать о самых высоких материях, а другое—попытаться прожить напряжённой духовной жизнью хотя бы сорок дней Великого поста. Пусть говорящие о «вере в душе» попробуют провести его по церковным предписаниям, и они увидят, как нечто изменится в их собственных рассуждениях, потому что для подлинной духовной жизни нужна и духовная чистота. Это то, что ныне забывается многими.
Протоиерей Вячеслав Бочаров, настоятель храма в честь Дмитрия Солунского д.М.Берестовица
«Спасовка», или Успенский пост
Спас медовый, Спас на воде — (14 августа)
Это — первый из трёх августовских праздников, посвящённых Спасителю, Иисусу Христу. Полное церковное название первого Спаса — «Происхождение Честных Древ Честного и Животворящего Креста Господня». В старинном греческом Часослове возникновение этого праздника объясняется так: из-за летней жары в августе Константинополь страдал от распространения различных болезней; поэтому издревле установился обычай выносить из храма святой Софии для освящения города и предотвращения эпидемий частицу креста, на котором был распят Иисус. Видимо, изначально праздник назывался не «происхождение», а «предысхождение», то есть вынос.
В старину первый Спас справляли без особой пышности — в эту пору крестьянину было не до гуляний: нужно и косить, и пахать, и сеять. Но целый ряд традиций соблюдался. С 14 августа начинали собирать мак. Устанавливался строгий двухнедельный Успенский пост. Устраивали так называемые «сиротские и вдовьи помочи», когда всем миром помогали самым бедным и слабым жителям деревни.
Назывался первый Спас ещё и медовым, и вот почему. Считалось, что с этого дня пчёлы перестают носить медовую взятку с цветов. Строгие блюстители народных обычаев только с первого Спаса начинали есть мёд, освятив его предварительно в церкви.
Кроме того, 14 августа повсеместно совершались крестные ходы к воде — ведь Спас-то этот «на водах»!
Преображение Господне
(Спас  яблочный) — (19 августа)
В конце пути земной жизни Господь Иисус Христос открыл Своим ученикам, что ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и воскреснуть. После этого Он возвёл трёх апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — на гору Фавор и преобразился пред ними: лицо Его просияло, а одежды сделались ослепительно белыми. Два пророка Ветхого Завета — Моисей и Илия — явились Господу на горе и беседовали с Ним, а глас Бога Отца из светлого облака, осенившего гору, свидетельствовал о Божестве Христа.
Преображением на горе Фавор Господь Иисус Христос показал ученикам Славу Своего Божества для того, чтобы они во время Его грядущих страданий и Крестной смерти не поколебались в вере в Него — Единородного Сына Божия.
По традиции, на Преображение Господне в конце Божественной литургии совершается освящение яблок и других плодов. Поэтому в народе этот день называют вторым, или яблочным Спасом.
Праздник Спаса Нерукотворного (Спас ореховый) — (29 августа)
По евангельскому преданию, Спаситель отёр полотенцем лицо, и на ткани осталось отображение его Божественного лика. Народное название праздника – Третий Спас, он завершает цикл трёх Спасов – «медового», «яблочного» и «орехового» (или «хлебного») – соответственно, 14, 19 и 29 августа.
«Ореховым» третий Спас называют потому, что к этому дню поспевают орехи. Третий Спас в старину называли ещё «хлебным», потому что накануне отмечается Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывается окончание жатвы хлебов. В этот день принято печь пироги и хлеба из муки нового урожая. В старину ходили такие пословицы: «Третий Спас – хлеба припас», «Коль хорош третий Спас, будет зимой квас».
К Спасу ореховому заканчивается Успенский пост. Несмотря на строгость поста, он считается самым приятным, лёгким, благодаря обилию поспевших фруктов и овощей. В народе даже сложилась поговорка: «Петровка – голодовка, Спасовка – лакомка». Название «Спасовка» Успенский пост получил как раз потому, что он связан с тремя радостными праздниками – Спасами.
По страницам православного календаря
9   — Вмч. и целителя Пантелеимона. 
10 — Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия». Собор Тамбовских святых. 12 — Прп. Анатолия Оптинского. Заговенье на Успенский пост. 
14 — Происхождение (Изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Семи мучеников      Маккавеев (Спас медовый). 
15 — Неделя 12-я по Пятидесятнице.  Блж. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. 
17 — Семи отроков Ефесских.
19 — Преображение Господне (Спас яблочный). 20 — Обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского.
22 — Неделя 13-я по Пятидесятнцие.  Апостола Матфия. Собор Соловецких святых.
26 — Отдание праздника Преображения. Преставление, второе обретение мощей свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотворца. Икон Божией Матери Минская, Семистрельная, Страстная.
28 — Успение Пресвятой Богородицы. 
29 — Неделя 14-я по Пятидесятнице. Перенесение из Одессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Иисуса Христа (Спас ореховый или хлебный). 
31 — Иконы Божией Матери
«Всецарица».

Материалы подготовила Светлана Гончарова



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *