Авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 г., стала крупнейшей техногенной катастрофой XX века, в которой в наибольшей степени пострадали Беларусь, Украина и Россия.
Для нашей республики, имеющей намного меньшие территорию, демографический и экономический потенциал, тяжесть последствий была значительно выше. Радиоактивному загрязнению подверглась территория Беларуси площадью 48,8 тыс. кв. км (23,5%).
Ущерб, нанесенный республике чернобыльской катастрофой в расчете на 30-летний период ее преодоления, оценивается в 235 млрд. долл. США, что равно 32 бюджетам страны1985 года.
Сюда включены потери, связанные с ухудшением здоровья населения, ущербом, нанесенным промышленности и социальной сфере, сельскому хозяйству, строительному комплексу, транспорту и связи, жилищно-коммунальному хозяйству, а также с загрязнением минерально-сырьевых, земельных, водных, лесных и других ресурсов, и, кроме того, дополнительные затраты, обусловленные осуществлением мер по ликвидации и минимизации последствий катастрофы и обеспечением безопасных условий жизнедеятельности населения.
Последствия чернобыльской катастрофы для Республики Беларусь оказались столь масштабными, что их успешное преодоление было возможно только при условии системного подхода.
С целью координации действий в 1991 году был создан специальный орган государственного управления – Государственный комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (Госкомчернобыль).
В настоящее время это Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
Сегодня можно говорить о надежно функционирующих системах: наблюдения за состоянием здоровья пострадавших граждан; социальной защиты потерпевшего населения; мероприятий в сельском и лесном хозяйстве; радиационного мониторинга и контроля; «чернобыльских» научных исследований.
К настоящему времени в республике сформировано законодательство, охватывающее все направления деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы.
В 1991 году были приняты два основополагающих закона: «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» и «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС».
16 июля 2009 г. вместо Закона «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» вступил в силу Закон «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий».
Два этих акта и сегодня составляют основу «чернобыльского» правового поля. В дополнение к ним приняты и другие документы, конкретизирующие деятельность в различных сферах постчернобыльского управления.
Основным административно-финансовым инструментом для претворения в жизнь государственной политики в отношении пострадавшего населения и территорий являются государственные программы по преодолению последствий чернобыль-ской катастрофы. За 1991–2010 гг. выполнены 4 государственные чернобыльские программы. На их реализацию выделено около 19,4 млрд. долл. США.
Успешно выполнена Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006–2010 гг. Одной из главных задач ее была социальная защита пострадавших от катастрофы граждан, а также реализация мероприятий, направленных на сохранение и укрепление их здоровья.
Под специальным медицинским наблюдением в республике находятся 1,4 млн. человек, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе 222,8 тыс. детей и подростков.
За истекшую пятилетку на оздоровление и лечение, льготы и компенсации, на бесплатное питание школьников направлено около 2 трлн. руб. Это дало ощутимые результаты.
За период с 2006 по 2010 год за счет средств республиканского бюджета прошли оздоровление и санаторно-курортное лечение 625 577 детей и 57 607 взрослых.
Более 400 млрд. руб. выделено на бесплатное питание почти 130 тыс. учащихся школ, расположенных на пострадавших территориях. С 2010 года бесплатным питанием и оздоровлением обеспечиваются учащиеся (около 3 тыс.), которые посещают школы на потерпевших территориях, а проживают на чистых территориях.
Медицинским осмотром в настоящее время охвачено 100% детей и 98–99% взрослых.
В потерпевших районах существенно модернизирована материально-техническая база медицинских учреждений.
Приобретено высокотехнологичное медицинское оборудование на сумму более 10 млрд. руб. Освоена технология удаленного телемедицинского консультирования, которая обеспечит не менее тысячи консультаций онкологического и кардиологического профиля в год в Брестской, Гомельской и Могилевской областях.
Существенно изменилось и качество проживания граждан на пострадавших территориях. За пятилетний период за счет средств госпрограммы построено 63,5 тыс. кв. м жилья, введено 1 194 квартиры, газифицировано 5 807 жилых домов, проложено 310,6 км газопроводных и 107,1 км водопроводных сетей.
Введены в эксплуатацию лечебный корпус Гомельского областного онкологического диспансера, центральная районная больница в г. Ветке, радиологический корпус Могилевского областного онкологического диспансера; объекты, включенные в президентскую программу «Дети Беларуси» (подпрограмма «Дети Чернобыля»), – гимназия на 650 мест в Лельчицах, медицинский корпус в ДРОЦ «Ждановичи» Минского района, спальный корпус на 144 места в ДРОЦ «Жемчужина» Лепельского района, учебные корпуса на 288 мест в ДРОЦ «Сидельники» Мозырского района, лечебно-оздоровительный комплекс, спортзал и дома семейного типа ДРОЦ «Колос» Кобринского района, завершено устройство водоснабжения ДРОЦ «Птичь» Петриковского района.
Развитие социальной инфраструктуры, материальное стимулирование, предоставление жилья позволили существенно улучшить кадровое обеспечение на загрязненных территориях. Практически удовлетворена потребность в среднем медицинском персонале, работниках школ и дошкольных учреждений.
За истекшее пятилетие порядка 2,5 трлн. руб. направлено на проведение целевых мероприятий по восстановлению и развитию районов, а также осуществление защитных мероприятий в агропромышленном комплексе.
В рамках международного сотрудничества в 2006–2010 гг. осуществлен ряд проектов и инициатив чернобыльской направленности на сумму 16 млн. долл. США. По линии сотрудничества с Всемирным банком реализовано 79 контрактов на сумму более 150 млрд. руб.
Например, с 1990 по 2010 год 880 тыс. белорусских детей прошли оздоровление за рубежом. Детей из наиболее пострадавших районов Беларуси приглашали на отдых Австрия, Бельгия, Германия, Испания, Италия, Люксембург и другие страны.
На научные исследования, направленные на ликвидацию последствий чернобыльской катастрофы, затрачено 23 млрд. руб.
Успешно реализованы задания Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2006–2010 гг. Освоено почти 600 млн. российских рублей.
В 2007 году создано Белорусское отделение Российско-белорусского информационного центра по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Благодаря этому на новый уровень вышла информационная работа, соответственно повысилась степень осведомленности населения.
В результате реализации чернобыльских программ и естественного распада радионуклидов постепенно снижается плотность загрязнения пострадавших районов.
С 1992 по 2010 год (включительно) количество населенных пунктов, отнесенных к зонам радиоактивного загрязнения, уменьшилось на 1 111 (с 3 153 до 2 402).
С точки зрения специализации производства, уровня развития экономического потенциала пострадавшие районы условно можно разделить на три группы.
К первой из них возможно отнести районы, в которых доминирует развитая промышленность (Речицкий, Калинковичский, Костюковичский, Лунинецкий и др.). Эти регионы не только стабильно имеют высокую динамику экономического развития, но и существенный удельный вес в областных объемах производства, инвестиций, экспорта.
Ко второй группе районов можно отнести те, которые специализируются на сельскохозяйственном производстве и в которых объемы промышленного производства незначительны (Ветковский, Чериковский, Наровлянский, Краснопольский). Объемы производства сельскохозяйственной продукции наращиваются здесь из года в год.
Третью группу составляют районы смешанного типа, где достаточно активно, в значительных объемах и на паритетной основе развиваются и сельскохозяйственное, и промышленное производство. К таким относятся Быховский, Добрушский, Столинский, Хойникский и другие районы.
Во время посещения чернобыль-ских территорий в 2009 году Президент страны указал на необходимость перехода в государственной политике от реабилитации к возрождению и динамичному развитию пострадавших районов.
Это положение не относится к тем территориям, где радиационные рис-ки для жизни человека чрезмерно высоки и где белорусским законодательством запрещено постоянное проживание (т. н. зоны отчуждения). К такой территории относится, например, Полесский государственный радиационно-экологический заповедник, созданный в 1988 году.
На решение названной задачи направлена реализация Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011–2015 гг. и на период до 2020 года. С 2011 года страна по существу переходит к новому этапу в решении чернобыльских проблем.
Целями государственной программы определены: дальнейшее снижение риска неблагоприятных последствий для здоровья граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, содействие переходу от реабилитации территорий к их устойчивому социально-экономическому развитию при безусловном обеспечении требований радиационной безопасности.
Программой определены и конкретные задачи в областях социальной и медицинской защиты населения, радиационной защиты, научного и информационного обеспечения, социально-экономического развития пострадавших регионов.