Они встретились в Берлине

Из истории земли Берестовицкой Культура

57– Отец и мама встретились накануне Победы в Берлине, – говорит Тамара Владимировна Козлова, жительница районного центра. – Дорога туда каждого была долгой и трудной.

Партизан,
фронтовик
Владимир Трофимович Козлов родился в Керчи, до призыва в армию ходил в море на рыболовецких судах. Служил в Латвии и в 41-м уже ждал мобилизации.
… Они попали в окружение и затем в плен в самом начале войны. Под Сувалками фашисты заставили военнопленных огораживать для себя лагерь колючей проволокой. Смуглого и кучерявого Владимира они приняли за еврея. А их, как и цыган, и коммунистов, тоже проводили сквозь строй и убивали прикладами.
– Когда папу вели к пленному раввину для опознания, перед его глазами прошла вся его жизнь. И он решил: когда выведут из здания – убежит: лучше уж умереть под током на колючей проволоке – вспоминает рассказы отца Тамара Владимировна. – Но раввин сказал: «Нет, он не еврей». Хотя, чтобы лишний раз не рисковать самому, мог сказать и иное – человеческая жизнь тогда не стоила ничего. Мы всегда с благодарностью вспоминали об этом незнакомом нам человеке. Пленных держали в бараках. На ночь дверь барака немцы закрывали, вешая замок на большую скобу.
С Владимиром Козловым были еще четверо его сослуживцев, среди них, помнит моя собеседница, Ваня-сибиряк, Толик-ленинградец, а папу друзья называли Володька-Одесса. Все парни смелые, отчаянные. Поэтому они сразу же задумали сбежать из лагеря, и побег этот им удался.
– Вспоминая тот побег, папа часто повторял, что им, видимо, помогали какие-то высшие силы: бежать из лагеря с охраной на вышках было просто безумием. Наконец после долгих и опасных скитаний друзья очутились в Липичанской пуще.
…Тамара Владимировна бережно перебирает пожелтевшие бумаги – она хранит все, что касается памяти об отце. С мая 1942-го по середину июля 1944-го Владимир Козлов был командиром отделения бригады имени Ворошилова партизанского отряда имени Калинина. Читаю характеристику, написанную на него в то время: участвовал в 11 открытых боях партизан с фашистами, под его руководством и при его участии было взорвано 4 эшелона врага, уничтожено 4 паровоза, 20 вагонов, 2 автомобиля, убито и ранено 40 вражеских солдат и офицеров. За участие в партизанском движении Владимир Козлов был награжден медалью «За боевые заслуги».
После воссоединения партизан с Красной Армией его боевой путь в составе артиллерийского полка пролег через Польшу.
– Папа был смелым и мужественным бойцом, – говорит его дочь. И подает мне две благодарности. Они объявлены бой­цу приказами Верховного Главнокомандующего от 27 июля и от 6 сентября 44-го года за боевые действия при овладении городами Белосток и Остролэнка.
Владимир Козлов дошел с боями до Берлина и участвовал в его взятии. За отвагу и мужество солдат был награжден боевым орденом Красной Звезды.
На окраине Берлина юноша дослуживал и срочную службу. Был водителем, вывозил даже в Потсдам архивные документы.
В военной части он и встретил девушку из Большой Берестовицы…

Узница фашизма
Дорога, приведшая в Берлин Марию Михайловну, тоже была непростой и тяжелой. Дочь конюха в имении графа, до 1939 года она была нянькой у местного доктора Косаковского, затем работала санитаркой в больнице в Белом Дворке. Но однажды, когда она утром возвращалась с подружками с дежурства, над дорогой на Большую Берестовицу очень низко проревел самолет с крестами на крыльях. Летчик начал стрелять по девушкам. Они разбежались в разные стороны, попрятались в канаве. Не знали еще тогда, что началась война…
Старшую сестру Ольгу забрали в рабство в Германию уже на втором году войны, а Мария попала туда в 44-м. Копала окопы, батрачила в имении.
— Весной 45-го, – говорит дочь, — когда наступали наши войска, немцы удирали, переправляясь по Балтийскому морю. Пленных сажали на плоты в качестве живых щитов. Мария Михайловна всю жизнь не может без слез вспоминать, сколько же людей тогда погибло на воде. Она не умела плавать и решилась бежать. Это девушке удалось. Потом выяснилось, что таких беглецов, как она, в прибрежном лесу оказалось много. Вместе они побрели, куда глаза глядят, обходя места, где шли бои.
— Всю жизнь перед глазами мамы стоит жуткая картина, которую они увидели в березовой роще, – говорит Тамара Владимировна. – Она была буквально усеяна трупами солдат – и немецких, и русских…
А вскоре беглецы услышали русскую речь. Это были наши солдаты! Их распределили на работу в госпитали, в воинские части. Мария попала в часть, в которой воевал Владимир Козлов. Она пекла для бойцов хлеб, готовила обеды в офицерской столовой. Часть базировалась в огромном имении, в нескольких километрах от Берлина.
– Именно здесь папа с мамой и познакомились, – говорит Тамара Владимировна. – Мама не раз рассказывала, как однажды вышла во двор, чтобы нарезать в огороде зелени, и остолбенела. Бойцы кричали «ура», обнимались, бросали вверх пилотки, некоторые стреляли вверх.
– Победа!!! – бежал ей навстречу и кричал что есть сил папа. – Маша, Победа!!!
– В Берлине они и поженились.
Там же в 1946-м году родилась я, – говорит Тамара Владимировна.
***
С тех пор прошло 70 лет. Накануне юбилея Победы Мария Михайловна, как узница фашизма, была награждена медалью, получила от государства материальную помощь.
– Очень жаль, что до этой славной и радостной даты не дожил отец, – говорит Тамара Владимировна.
Мария Драпеза
Фото из семейного архива Козловых



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *