Носить нельзя оставить! Что вы думаете об использовании мобильных телефонов в школе?

Лента новостей

Не удивляйтесь, дорогие читатели, что мы не поставили нужного знака препинания в заголовке к этому материалу. Потому что предлагаем каждому из вас лично выбрать для себя, где бы вы хотели поставить запятую в этом предложении, когда речь идет об использовании мобильных телефонов в школе. Можно и нужно ли детям носить их в школу или лучше все-таки оставить дома?

Конечно, с тем, что современные смартфоны прочно вошли в нашу жизнь и значительно ее облегчают, никто не спорит. С телефоном ты всегда на связи, а если еще он с доступом в интернет, то, можно сказать, что весь мир у тебя в кармане. В любой момент ты можешь сделать снимок или видео, совершить покупку онлайн или оплатить какой-то счет, скачать нужную книгу или музыку. Но парадокс в том, что зачастую получается, что это не мы владеем телефонами, а они завладевают нашим временем и вниманием, порабощают нас и вместо того, чтобы сближать, отдаляют друг от друга даже самых родных людей. И если взрослые еще умеют более-менее контролировать эту ситуацию, то большинство детей и подростков практически все свое время проводят со смартфоном в руках. Конечно, хорошо, если они читают там книги или узнают какую-то полезную информацию. Но ведь чаще всего дети «зависают» в социальных сетях или на игровых ресурсах, польза от которых далеко сомнительная. И я даже не буду говорить о различных закрытых группах, куда они порой сбрасывают записанные видео издевательств над одноклассниками, истерик учителей и других некрасивых вещей, за которые грозит, по меньшей мере, административная ответственность. Поэтому очень часто телефон как средство связи превращается в инструмент для бездумных и бесполезных развлечений. И, бывает, что даже и на уроках, во время, отведенное для непосредственного получения знаний.
Во многих странах мира уже существует запрет на пользование мобильными телефонами в стенах учебных заведений. В том или ином виде ограничения приняты в США, Франции, Греции, Та­джикистане, Азербайджане и ряде других стран. Даже если учащиеся принесут телефоны в школу, их нельзя доставать из портфеля, на территории учреждения образования запрещено разговаривать по телефону, а также фотографировать и вести аудио- и видеозапись. За соблюдением правил следят преподаватели, а за их нарушение ученикам грозят замечания и строгие дисциплинарные взыскания. Исключения составляют разве что случаи, когда у ребенка есть определенное заболевание, при котором ему необходимо поддерживать постоянную связь с родителями.
О том, что эта проблема существует в нашей стране и требует решения, говорит тот факт, что недавно Министерство образования выступило с инициативой ввести ограничения по использованию телефонов и планшетов в школах. Нормативные акты пока не приняты, но уже сейчас учреждения образования на своем локальном уровне пытаются найти компромиссные варианты использования школьниками мобильных телефонов, не отвергая прогрессивные технологии, и в тоже время, предпринимая действия, чтобы они не мешали образовательному процессу.
В частности, в Большеэйсмонтовской средней школе уже несколько лет действует запрет на использование мобильных телефонов в личных целях, и причем, эффективно. В этом учреждении образования вы не увидите на переменах детей, сидящих уткнувшись в телефоны ни на коридорах, ни в классах, не говоря уже об уроках. А если ребенок берет в руки телефон – только с разрешения учителя и только в образовательных целях.
— Уставом школы и Правилами внутреннего трудового распорядка у нас оговорено, что использование мобильных телефонов в личных целях запрещено, — говорит директор школы Галина Македон, — есть также приказ директора по школе о том, что использование мобильных телефонов допускается только в образовательных целях. И мы целенаправленно работаем, в том числе и с родителями, над тем, чтобы это соблюдалось. Малышам 1-2 классов категорически запрещено приносить телефоны в школу, некоторые учащиеся 3-4 классов, которых родители привозят в школу, для связи с ними имеют телефоны, но они не должны ими пользоваться для других целей. Что касается старшеклассников, то, как реализуется это запрет, зависит от учителя: у некоторых учителей дети складывают мобильные телефоны на стол на время урока, другие разрешают оставить при себе и дают возможность пользоваться в образовательных целях. Потому что, к примеру, в 8 классе учебники предполагают и даже требуют наличия гаджетов у детей, так как там есть задания с QR-кодами, выполнение которых требует выхода в интернет. Так что приходится считаться и с современными реалиями. Ну а если будет помощь в плане приказа или постановления Министерства образования, регулирующего использование мобильных телефонов, я думаю, что это поможет в первую очередь большим городским школам, потому что таким небольшим сельским школам, как наша, эту проблему решить проще.
Чтобы обрисовать более-менее объективную ситуацию, я постаралась узнать мнение всех заинтересованных сторон. Учителя в большинстве своем выступают за полный запрет мобильных телефонов. И причем, чтобы не им самим приходилось тратить драгоценное время на сбор гаджетов во время урока, а чтобы те, кто забыл их оставить дома, сдавал телефоны в сейф при входе в школу. И, кстати говоря, они считают, что и для пользы образовательного процесса на уроке нет такой уж острой необходимости получать дополнительную информацию из интернета посредством мобильного телефона, а если она и возникнет, то все это прекрасно можно сделать в компьютерном классе. Тем более, что главный информационный ресурс на уроке – это сам учитель, и в первую очередь именно его должны слушать и слышать ученики.
Что касается родителей, то здесь не все так однозначно. Они вроде бы и понимают, что телефоны мешают их детям на уроках, видят, что у многих детей развивается уже зависимость от телефонов, но в то же время родители хотели бы всегда быть на связи со своим ребенком, хотя, как показал опрос, в школьное время звонят они своим чадам достаточно редко.
Ну и, наконец, что думают самые главные «виновники» проблемы, из-за действий которых она и возникает, я поинтересовалась у одиннадцатиклассников нескольких учреждений образования.

Каролина, Большеэйсмонтовская СШ:
— В нашей школе запрещено использование мобильных телефонов в личных целях во время учебного процесса. Во время уроков иногда с разрешения учителя мы пользуемся различными гаджетами, так как современные средства обучения требуют этого. Лично я большой проблемы в использовании мобильных телефонов не вижу, главное не злоупотреблять.

Никита, СШ аг.Пограничный:
— Я считаю, что не нужно отказываться от телефонов, если они используются по назначению на уроке. Я уверен, что запрещать использование смартфонов не нужно. В век компьютерных технологий неправильно пытаться избавиться от техники. Нужно, наоборот, стараться интегрировать ее в учебный процесс, поскольку смартфон или планшет есть у каждого.

Арсений, Большеберестовицкая СШ:
— Я считаю, что телефон лишний в школьном обучении. Он отвлекает учащегося от главной задачи — получения знаний. Современные подростки зависимы от смартфонов, можно сказать, что они живут ими. Меня, учащегося 11 класса, удивляет то, что уже у первоклассников есть телефоны. Вопрос: зачем они им в таком юном возрасте?
Я считаю, что нужно собирать телефоны во время урока, стараться обходиться без них хотя бы один день. Из-за телефонов мы уже перестали замечать все, что нас окружает.

Как видим, даже в этой среде ответы неоднозначные, хотя на вопрос отвечали уже почти взрослые люди. А ведь малыши будут почти в один голос кричать, что запрещать им пользоваться телефонами нельзя. Поэтому задача взрослых, и в первую очередь родителей, научить культуре пользования мобильными телефонами и объяснить своим детям, что школа — это не то место, где необходим телефон. Знания они здесь могут получать из первых уст учителя, живое общение им тоже обеспечено в среде сверстников, а позвонить маме в случае необходимости может и классный руководитель. Да и родителям не придется переживать, что дорогостоящий телефон разобьется во время игр или ребенок его потеряет. Так что все-таки, может, есть смысл убедить ребенка оставить его дома?
Ирина МИКЛАШ



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *