В детстве не задумываешься о времени, кажется, что впереди – бесконечность. А вера в вечное существование на этой земле с возрастом превращается в четкое понимание того, что за спиной, скорее всего, больше, чем впереди, и они пролетели, словно несколько лет, а не десятков. Умом понимаешь, что было давно, а ощущается, как только что произошедшее. И совсем другой уровень осознания беспомощности перед старостью приходит, когда стоишь у входа в учреждение, где находятся пожилые люди…
С наступлением холодов все больше внимания требуется проявлять к пожилым людям, которые проживают самостоятельно. Актуальным становится вопрос, как обеспечить им безопасное проживание, когда они с трудом самостоятельно могут отапливать дом, готовить еду.
Посторонняя помощь одиноким пожилым гражданам и инвалидам, которым по состоянию здоровья она необходима круглосуточно, может быть оказана в одном из учреждений района – Эйсмонтовской больнице сестринского ухода учреждения здравоохранения «Берестовицкая ЦРБ».
Больница сестринского ухода начала свою работу с начала 2005 года на месте участковой больницы в результате реорганизации. Больница сестринского ухода предназначена для оказания медицинской помощи пациентам, страдающим хроническими заболеваниями, требующим постоянного круглосуточного медицинского наблюдения и ухода, но не требующим интенсивного оказания медицинской помощи в стационарных условиях. Здесь также оказывается паллиативная помощь при наличии у пациента неизлечимых, ограничивающих продолжительность жизни заболеваний, требующих применения методов оказания медицинской помощи, направленных на избавление от боли, и облегчения других проявлений заболеваний, а также в целях улучшения качества жизни пациента.
– Наша больница – это медицинское учреждение, и здесь находятся люди, основная часть которых – это лежачие пациенты с разной патологией: некоторые из них не могут без помощи употреблять пищу, поворачиваться на бок, присаживаться, – рассказывает заведующий больницей, врач-терапевт Людмила Эйсмонт (на снимке). – Учреждение рассчитано на 20 мест, в настоящее время все они заняты. Мы также проводим работу, которая направлена на создание комфортных условий проживания, теплой домашней атмосферы для одиноких людей.
В больницу направляются пациенты для оказания медико-социальной помощи в плановом порядке по решению врачебного консилиума. При этом составляется договор с Берестовицкой ЦРБ, в котором указываются условия пребывания и форма оплаты.
В случае, если возникает необходимость проведения интенсивного лечения, пациенты переводятся в соответствующие отделения районной больницы.
У нас организовано четырехразовое питание, в меню которого входят различные мясные, рыбные, овощные блюда, фрукты.
Людмила Сигизмундовна с 1990 года работала в Больших Эйсмонтах врачом общей практики в амбулатории, ей приходилось по долгу работы часто навещать пациентов и в БСУ, а с августа прошлого года она работает в этой больнице.
– Коллектив у нас не большой, но дружный: 4 медсестры и 8 санитарок, работающие в 4 смены, а также завхоз и 2 повара. Начав трудовую деятельность в 70-х годах, после окончания медучилища, сначала в участковой больнице, а позже в БСУ работают медицинские сестры Тамара Ротбарт и Леопольда Якута, Алиция Борисевич – с 2010 года, Людмила Клепик перешла к нам в 2012 году после закрытия Олекшицкой участковой больницы.
В смену у нас работают 2 санитарки и медицинская сестра. Труд у них тяжелый не только физически, но и психологически – нелегко ухаживать за немощными людьми, без посторонней помощи не могущих себя обслуживать, нелегко видеть страдания больных.
– Большое значение для больного имеет должный уход, иногда он преображается на глазах. Некоторых при поступлении в больницу приходилось отмывать, брить, стричь, и, надо сказать, часто они поправляются: один из наших пациентов у себя дома не мог передвигаться, его принесли, а теперь с помощью костылей он может дойти до туалета, что очень важно для человека. Это считается у нас «ходячий». Относительно самостоятельно передвигаться у нас могут 4 человека.
– Мы знаем, что любая смена обстановки для пожилого – это дискомфорт. Даже к детям человек преклонного возраста часто не хочет уезжать из своего насиженного гнезда.
– Да, как правило, человек первое время, когда попадает в такое учреждение, переживает, плачет иногда днями и ночами, особенно женщины. Для них это огромный стресс. Каждый хочет жить дома, каждый хочет быть «на ногах», даже практически неходячие, – и то до последнего боятся покинуть свое жилище. А потом привыкают. Здесь они ухожены, чисто одеты, накормлены.
Как правило, каждый год есть люди, которые еще в некоторой степени могут проживать самостоятельно: они приходят на зиму, когда самому сложно отапливать жилье, а на лето могут расторгнуть договор и покинуть больницу и проживать у себя дома. Это согласовывается с врачом.
Конечно же, мы стараемся найти подход к каждому. Со временем привыкаешь к пациентам, они становятся как родные. Знаешь уже характер каждого, кто что любит: этот, например, салат не ест, тот – капусту, тому молочное не давай.
«Мы чувствуем себя нужными людьми, – говорят сотрудники больницы сестринского ухода, – кто-то должен помогать людям, которые в свое время работали на благо района, страны».
Светлана Грибанова, фото автора