… В 1914 году из Беларуси в Сибирь потянулись беженцы – они уезжали от войны. В Малый Кетап приехали Шкулепы из Порозовщины Свислочского района. Детей в семье было много, в том числе четверо сыновей. Вместе с отцом и дедом они подняли больше ста гектаров целинной земли. Сыновья рубили избы, но жениться отец им не позволял, пока не станут крепкими хозяевами. Так деревня белорусов-первопроходцев разрослась до 19-ти дворов.
Павел – один из сыновей Шкулепов – старательно учился, окончил семь классов. Как самый грамотный в деревне, заведовал избой-читальней. Когда грянула Великая Отечественная, ему было четырнадцать. Отец воевал, дошел до Германии. Ему посчастливилось вернуться домой, да еще с медалью «За отвагу»! Рассказы отца о войне очаровывали подростка, он сам мечтал о фронте. И в ноябре 1944-го надел военную форму. Сначала была учеба в Красноярске, а 8 августа 1945-го, будучи наводчиком противотанкового орудия, оказался в Маньчжурии. Вскоре Павел был в самом центре боев с японцами.
– На войну из нашего Малого Кетапа ушло шестеро ребят, – рассказывает ветеран. – Трое остались лежать на маньчжурских сопках, один был сильно ранен. А вот я оказался везунчиком.
Враг подготовился к войне основательно. Вдоль границы в сопках японцы делали туннели и укрепляли амбразуры.
– Цементировали так, что ничем их не возьмешь, – вспоминает Павел Андреевич. – Наши ночью подтягивали огнеметы, а утром окрестность на несколько километров озарялась огнем. Эта была жуткая сила огня и мощи! Летели самолеты, шла пехота, танки…
Враг был очень изощренным, беспощадным даже к себе, не только к русским солдатам.
– Вдоль дороги японцы выкапывали ямки, по форме напоминающие горшок, и в этом «горшке» размещался пулеметчик, – продолжает мой собеседник. – Маскировались они так, что поначалу даже разведка ничего не замечала. Подпускали наших бойцов метров на пятьдесят, и открывали огонь. Затем самураи делали себе харакири.
…Мы разговариваем, и Павел Андреевич вспоминает все новые эпизоды. Для него, 18-летнего паренька, та война была очень страшной. Но общий боевой дух поднимал на подвиги каждого. Павел сумел так навести прицел, что их оружие «погасило» две боевые точки. Благодаря этому был уничтожен поезд с боеприпасами. За тот бой Павел Шкулепа был награжден медалью «За боевые заслуги». На его праздничном пиджаке также орден Отечественной войны II степени, орден Жукова, медаль «За победу над Японией».
В начале сентября Япония капитулировала.
Он еще долго, до 1951 года, служил на Дальнем Востоке – в стране, потерявшей миллионы людей, некем было заменить своих защитников. А дома демобилизованного солдата ждали новости. Отца все круче донимала ностальгия, и он уехал туда, где родился – на Порозовщину, в деревню Кулевичи. И вскоре в Белоруссии были они все – мать, Павел, его сестренка Нина и еще одна сестренка, маленькая Маруся, которая родилась уже после войны.
–Так я, исконный белорус, оказался на родине своего отца и своих дедов, чему очень рад, – говорит Павел Андреевич.
Он женился, стал вить свое гнездо. Как недавнего солдата и человека по тем временам грамотного, Павла пригласили работать секретарем в местный сельсовет. Одновременно учился, окончил вечернюю среднюю школу.
—Так началась моя «эпопея» сельсоветчика, которая длилась пятнадцать лет, – замечает мой собеседник. – В 1960-м возглавил колхоз «1-ое Мая» в деревне Подороск.
Его ценили, и вскоре предложили стать секретарем парторганизации в колхозе «Гвардия» Берестовицкого района. Это была настоящая удача – работать вместе с Андреем Максимовичем Воронецким. А ещё он имел счастье разделить со всеми колхозниками огромную радость по поводу награждения хозяйства орденом Ленина. Вручать его приезжал С.О.Притыцкий. Павла Андреевича Шкулепу тогда тоже наградили Грамотой Президиума Верховного Совета БССР.
Руководящий опыт очень пригодился ему на железнодорожной станции Берестовица, куда попал опять-таки по рекомендации райкома партии. Всего железной дороге он отдал 20 трудовых лет, награжден медалями «За доблестный труд», знаком «Отличник железнодорожного транспорта».
Всего же вместе со службой в армии его трудовой стаж составляет 64 года. Гордятся отцом дети – их у Павла Андреевича трое – и внуки-правнуки.
Не хочет сердца ветерана покоя. Бывший солдат – частый гость у школьников, пограничников. В 88 лет он по-прежнему достаточно бодрый, энергичный, живет насыщенной жизнью, интересами и заботами поселка Пограничный. 27 лет Павел Андреевич возглавляет первичную организацию ветеранов войны и труда при Пограничном сельском Совете. Сам бескорыстно хлопотливый, Павел Андреевич заражает своим примером и членов совета организации. Он является почетным жителем поселка Пограничный. За активную жизненную позицию и старание награжден Почетными грамотами райисполкома и облисполкома, знаком Белорусского общественного объединения ветеранов «Почетный ветеран».
Мария Драпеза