Татьяна Тарима работает в Берестовицком лесничестве вот уже третий год – около полугода была мастером леса, а после сокращения должности стала… лесником. На первый взгляд, совсем не женская профессия. Но Татьяна Сергеевна справляется с достаточно сложными и разноплановыми обязанностями по охране леса ничуть не хуже коллег-мужчин, а в чем-то даже и лучше.
На самом деле женщина в лесном хозяйстве – не такая уж и редкость. В республике немало женщин, работающих лесничими, мастерами леса. Время не стоит на месте, и теперь вполне женскими считаются и те профессии, которые ранее предполагали четкое гендерное разграничение.
Была ли доля случайности в том, что Татьяна Сергеевна попала в лесное хозяйство, или это закономерный процесс? Попробую разобраться.
– Если оглянуться на пройденный путь, – анализирует женщина, – то моя жизнь всегда пересекалась с лесом. Детство прошло возле леса, ведь родом я из деревни Девятковцы Волковысского района. Детьми постоянно бегали за ягодами, за грибами. Лес знала, как свои пять пальцев. Помню, что всегда тянуло туда – побыть наедине с природой и со своими мыслями, послушать птичьи голоса, вдохнуть аромат хвои и осенней листвы… Отец мой, который трагически погиб совсем молодым, был лесником. И профессию выбрала, близкую к природе: выучилась на агронома в Гродненском сельхозинституте. Работала помощником заведующего участком в РСКУП «Волковысское». На четыре года уходила в питомник, лесоводом…
Возможно, так потихоньку судьба направляла ее к теперешней профессии, а возможно поблизости просто не оказалось другого подходящего места работы. Так или иначе, но Татьяна Сергеевна постигает теперь премудрости лесного дела – с помощью коллег, на курсах повышения профессионального мастерства, да и самостоятельно – день за днем осваивая все тонкости охраны, выращивания леса и ухода за ним.
Ненормированный рабочий день, маршрут по своему обходу с лесоохранной целью, отводы лесосек, уборка мусора, борьба с борщевиком, разъяснительная работа с населением в пожароопасный период и, главное, посадка лесных культур, дальнейший уход за ними – это только часть работы лесника. Обход Татьяны Сергеевны занимает 890 гектаров. Он считается довольно сложным, территориально разбросанным, требующим усилий по уходу за посадками. К примеру, из 42 гектаров, запланированных к посадке молодого леса в целом по лесничеству, 15 гектаров пришлось только на обход Татьяны Сергеевны. Помогали школьники, работники организаций в рамках Недели леса.
– У нас хороший коллектив, – говорит Татьяна Сергеевна, – коллеги-мужчины помогают во всем, всегда приходят на выручку. У меня и муж работает в лесном хозяйстве – трактористом на питомнике. Помогает в осветлении культур, в решении других возникающих проблем, ведь профессиональные интересы у нас теперь общие. Даже дочки помогали, сейчас уже они разъехались, живут в Минске. К физической работе и погодным условиям мне не привыкать, ведь жизнь в сельской местности и работа в сельском хозяйстве, как правило, с этим и сопряжена. Хотя порой погода заставляет поволноваться.
На мой вопрос, не боится ли женщина быть одна в лесу, Татьяна Сергеевна с улыбкой отвечает:
– Я люблю лес и не боюсь его. Конечно, нужна осторожность, особенно при встрече с лесными обитателями. Много раз видела косуль, диких кабанов, стадо оленей, лосенка с лосихой… Словами не передать то ощущение, когда тебе вдруг открываются тайны леса. Вот посмотрите, какие снимки опят на березе я сделала.
Татьяна Сергеевна с воодушевлением показывает мне фото с мобильного телефона. И правда, снимки очень красивые. Слушая женщину, я понимаю, что несмотря на трудности профессии, она находит в ней что-то близкое душе. Лес манит ее своей романтикой, доверяет ей свои тайны.
Светлана Гончарова,
фото автора