Новый вид продукции освоили в конце прошлого года на Ойцовском спиртзаводе. В промышленных масштабах этот продукт до этого в Беларуси не производили, а изготовлением его занимались, как правило, только кустари-нелегалы. Догадаться несложно, что речь пойдет о самогоне – продукте вполне традиционном для Беларуси. Именно с целью сохранения народных традиций и дало добро государство на легальное самогоноварение в небольших объемах. Наш собеседник сегодня – директор спиртзавода Максим Волощук:
— Официальное название нашего нового производства – опытный участок по производству дистиллятов зерновых. Цех мы построили на базе старой котельной. Котлы там были давно демонтированы, и помещение пустовало последние лет 6-7. Минская фирма изготовила проект реконструкции, а строительно-монтажные работы выполнил генподрядчик «Гроднооблсельстрой».
В конце ноября цех был сдан в эксплуатацию. В строительство и оборудование этого нового производственного объекта мы вложили около 5 миллиардов рублей. И во второй декаде декабря была выпущена уже первая партия продукции. До этого требовалось расширить область действия лицензии на производство алкогольной продукции в Государственном комитете по стандартизации Республики Беларусь и получить квоту на изготовление определенного количества алкоголя. Процесс этот непростой. Решение о выделении квоты принимается Совмином, и лишь после утверждения в конечном итоге облисполкомом можно приступать к выпуску алкогольной продукции.
С 17 декабря мы уже изготовили более 10 тысяч литров продукции. Сейчас цех работает на полную мощность. Он выдает в месяц дистиллята зернового около 9 тысяч литров крепостью 54 градуса. А вообще мощность можно было бы увеличить в 2 раза. По крайней мере, аппарат для перегонки позволяет это.
— Кстати, а где вы приобрели его? Серийно ведь такое оборудование не выпускается?
— Был объявлен тендер. Участвовала в нем даже одна российская фирма, изготавливавшая до этого оборудование для производства виски. Но наиболее удачный вариант, на наш взгляд, предложила минская фирма. У нее и был заказан самогонный аппарат. Изготовлен он полностью из меди и работает пока довольно надежно.
— Процесс изготовления вашего основного продукта — спирта — и нового, видимо, схожий?
— Нет. Самогон производится по-иному. Сначала происходит запаривание муки для сохранения хлебных тонов в готовом напитке. Для брожения используются хлебопекарные дрожжи, которые покупаем в Минске на дрожжевом комбинате. Сначала пробовали прессованные, теперь уже перешли на сухие. В результате экспериментов выявили, что лучше всего подходят именно хлебопекарные дрожжи.
— В торговую сеть ваша продукция уже поступает?
— Начну с того, что здесь на спиртзаводе мы производим первоначально дистиллят, затем купажируем его до определенной крепости и отправляем наливом в емкостях на винзавод в Слоним, где самогон фильтруют и разливают в бутылки. По квоте мы можем произвести в год 260 тысяч литров дистиллята, а при розливе в бутылки этот объем составит 280 тысяч литров. На сегодняшний день уже развозят в магазины нашу продукцию. Рецептуры пока разработаны на два вида напитка: «Першачок ад дзеда традыцыйны» крепостью 42 градуса и «Першачок ад дзеда люты» крепостью 47 градусов. Пока мы производим только 42-градусный напиток. Первая партия его была отправлена на винзавод в конце декабря. Затем наша продукция прошла добровольную сертификацию, поскольку на дистилляты обязательной не требуется. И вот на этой неделе, в понедельник, сертификат был получен, а соответственно теперь официально самогон может поставляться на реализацию в торговую сеть. Разливается напиток на полуавтоматической линии в литровые и пол-литровые бутылки сувенирного исполнения. Цена пол-литровой бутылки предположительно будет 82 тысячи рублей, а литровой – 155 тысяч. От этой цены можно будет делать еще 10-процентную скидку. Себестоимость же одного литра самогона получается 10-12 тысяч рублей.
— А чем вызвана необходимость купажирования полученного продукта и как осуществляется этот процесс?
— Конечно, можно бы продавать напиток и в «оригинальном исполнении», без купажа, но тогда цена его была бы заметно выше, поскольку ставка акцизного налога возрастает за каждый дополнительный градус. А это невыгодно ни производителю, ни потребителю. Купажирование же производится на заводе с помощью специальной установки, которая смягчает воду и удаляет из нее соль.
— Над производством виски не задумывались?
— Виски – это такой продукт, который приносит отдачу не сразу. Надо вложить деньги в производство продукции, приобрести специальные бочки, выдержать в них определенное время произведенный продукт и лишь спустя год или более, в зависимости от технологии, можно получать доход. А к тому же убедить покупателя, что виски, произведенные на нашем заводе, смогли бы конкурировать с шотландскими вряд ли получится. Так что «Першачок ад дзеда», наверное, будет лучше соответствовать запросам наших покупателей.
Сергей Хилюта
«Першачок ад дзеда традыцыйны» крепостью 42 градуса и «Першачок ад дзеда люты» крепостью 47 градусов. Пока мы производим только 42-градусный напиток.
А традиционная Беловежская ещё лютее 🙂 51 градус.
Во всяком случае раньше там делали только 51.