Так уж случилось, что три письма из Сибири, похожие по содержанию, но отправленные разным адресатам, в связи с отсутствием таковых были переданы мне по просьбе автора письма как местному краеведу. Жительница города Красноярска, учительница по образованию и краевед по призванию, в своих письмах с болью в сердце просит немногое: отозваться родственников берестовицких сибиряков. Да-да, родственников тех берестовичан, которые волею судьбы оказались в Сибири в конце XIX века – то есть 115-130 лет назад.
Цитирую одно из писем, адресованное в деревню Рудовляны:
«Обращаюсь к Вам с большой надеждой. В апреле 1899 года Андрушевич Марк Николаевич, 1848 г.р. с сыновьями Яковом (29 лет), Семеном (25 лет), Федором (27 лет) – моим дедом, дочерью Анной (4 года) и женой Якова Натальей Фоминишной с детьми из деревни Рудовляны с группой из 14 семей разных деревень Голынской волости Гродненского уезда Гродненской губернии прибыл на Машуковский переселенческий участок Рождественской волости Канского уезда Енисейской губернии. Они образовали поселение на новом месте. В 1900 году к ним присоединились еще 12 семей из Голынской волости. Сейчас это село А.Ерша Дзержинского района Красноярского края. Мы составили родословную от 1900 года. Есть Проходные свидетельства переселенцев, документы по образованию и заселению Машуково, страховые ведомости и др. Я передала документы в школу села. Коренные жители все оказались родственниками.
Очень хочется знать, есть ли в Непорожневцах наши родственники. Помнят ли о тех, кто уехал в Сибирь осваивать новые земли. Возможно, сохранились церковные книги. Где они находятся? Может, в вашей школе есть исторический кружок или изучают родословные. Я могу прислать копии документов и сведения о селе. Пожалуйста, дайте ответ на мое письмо. С уважением, Алла Григорьевна Ворожейкина».
Во втором письме, адресованном в деревню Непорожневцы, автор разыскивает родственников Василени Василия Васильевича, 1844 г.р., который в апреле 1899 г. с женой Анной Алексеевной, 1859 г.р., детьми и племянниками Семеном, 1878 г.р., и Екатериной, 1882 г.р. (Екатерина Клементьевна – бабушка А.Г.Ворожейкиной) также выехал из родного местечка и обосновался в вышеназванном поселении. Как и жители из деревни Малые Озераны, Устинович Михаил Александрович, 1845 г.р., с женой Елизаветой, 1849 г.р., дочерьми и племянниками Иваном (Иван Дмитриевич – мой дед), Иокимом, Семеном, Василием и Семен Михайлович Трибива, 1845 г.р., с женой Екатериной Францевной, 1850 г.р., и детьми Павлом, Михаилом, Анастасией (это также бабушка автора письма), а также семья Иллариона Казимировича Курцевича, отправившиеся в Сибирь в апреле 1900 года. Об этом шла речь в третьем письме в деревню Малые Озераны, которая теперь находится на польской стороне.
В книге «Память» Берестовицкого района есть информация о переселении наших земляков в Сибирь на свободные земли. Царское правительство принимало меры по освоению этой территории: оказывало материальную и финансовую помощь переселенцам. Но чтобы через 120 лет в далекой Сибири у наших земляков сохранилось желание иметь живую связь с «малой родиной» – это, на мой взгляд, яркий пример глубоких корней в сознании людей. Это опровергает измышления некоторых публицистов о том, что белорусы – нация без чувства Родины, этакие человечки, которым все равно, где быть, где жить. Наверняка наших земляков в тех «церковно-приходских школах» не учили патриотизму. Просто он уже был заложен в их генах.
Что касается просьб, высказанных в письмах, то поиски продолжаются, хотя эта работа невообразимо трудная. Может, кто-либо из читателей откликнется на эту публикацию. Будем благодарны за информацию.
Николай Паценко,
научный сотрудник
Берестовицкого музея