Большое событие произошло в Большой Берестовице в конце августа 1951 года. Новая, сияющая белизной средняя школа широко открыла двери для ребят поселка и прилегающих деревень. Мероприятие значимое и неординарное для послевоенных лет. Забота государства о подрастающем поколении, о будущем страны вышла на более качественный, современный уровень.
На крыльце парадного входа здания возвышались два бетонных глобуса, вверху над крышей красовалась надпись «Учиться, учиться и учиться!». Все эти небольшие архитектурные «аксессуары» каждодневно напоминали нам, зачем мы сюда приходим и что ждет нас за стенами школы.
Да, в сравнении со старшим поколением у нас было многое: просторные, светлые классы, красивые парты, кабинет физики с оборудованием и кинопроектором, библиотека, отдельный финский домик для уроков труда. И конечно, нечто такое, особенное, незабываемое, присущее только той далекой эпохе.
Социальный объект возводили на краю поселка, чтобы удобнее было добираться детям из близлежащих деревень. Шесть дней в неделю дети, начиная с 5 класса, пешком ходили на занятия. Никто их не подвозил и не забирал. А зимой, в самую трудную пору, дорогу в снегу прокладывал гужевой транспорт, который иногда подбирал ребят по пути. Как-то у нашего одноклассника Толи Лазаря после шестикилометровой ходьбы по морозу покрасневшие уши в теплом помещении стали толще в два раза, не давая ему покоя на всех занятиях. Стужа была такой, что бедолага их обморозил, не спасла и шапка. И такие случаи были не единичны. Страдали и ноги, и руки.
Не баловали нас тогда какими-то полдниками или обедами. У меня, к примеру, к концу шестого урока голову начинало «клинить». Материал не воспринимался как надо, внимательность и собранность подменялись мыслями о еде. Нельзя сказать, что об этом дирекция школы не думала. В маленький буфетик к большой перемене подвозили свежие, ароматные пирожки, пончики, булочки по 3-5 копеек. Казалось бы, что это за деньги. Однако далеко не каждому из городского поселка перепадала такая сумма, не говоря уже о детях колхозников, чьи родители, вкалывая на трудодни, только в конце года могли увидеть скудные наличные. Как-то Шурик Фалькович, а его мама работала врачом, принес с собой невиданную для многих тогда пачку вафель и демонстративно перед всеми ее съел. Хруст и аромат сладких пластинок надолго врезался не только в мою память!
Оглядываясь назад, через прожитые годы, удивляешься еще такому моменту, как санитарно-эпидемиологическая служба разрешала всем учащимся пить воду из одного бачка, одной кружкой. Удивительно, что как-то минули нас большие эпидемии и серьезные хвори. Видимо, полуспартанская действительность держала наш иммунитет на высоком уровне и не позволяла расслабляться!
Писали тогда деревянными ручками с металлическими перьями. Рабочей жидкостью служили фиолетовые чернила. Стеклянные чернильницы разносили по классам на подносах, периодически из чайника пополняли расходованный материал. На первых порах это создавало определенные проблемы. Каким бы ты ни был аккуратным и внимательным, все равно цветную каплю можно непроизвольно обронить. Вот и покрывались синевой тетради, парты, руки, иногда и одежда. Все тетради тогда имели промокательные листы, и, конечно, у каждого ученика имелись резиновые стирки, которыми они пытались исправить свои оплошности на заключительной стадии.
Был у нас и свой набор шалостей. Могли перед нелюбимым предметом натереть доску воском, чтобы затянуть время на уроке. Или одноклассникам побелить мелом края парты, подложить кнопку на сиденье соседу, пока тот стоял у доски. А поздней осенью, когда выпадал первый обильный снег, почти все выходили на школьный двор и не удерживались поиграть в снежки. В стихийную «битву» втягивалось до 30 человек. Захватывающая, динамичная схватка протекала так эмоционально и интересно, что педагоги, прильнув к окну, с восхищением и опаской смотрели на происходящее. Вот это была настоящая активная разминка перед очередными занятиями!
Еще один момент из серии детских проказ связан со спортивным залом. Перед началом урока физкультуры кто-то из пацанов отправлялся в учительскую за журналом. На дорогу уходило 5-7 минут. За это время смышленые ребята, пользуясь шариковой ручкой, которая уже вошла в обиход, спрятавшись в укромном уголке, ставили себе по сложным предметам скромную «четверку». Конечно, подобное действо не оставалось незамеченным и заслуживало осуждения, но оно абсолютно не влияло на успеваемость.
О начале занятий, переменах, завершении уроков оповещал металлический звонок в руках дежурных. Только ему удалось пережить десятилетия и остаться почетным атрибутом из прошлого, зовя за парты осенью первоклашек и радуя весной выпускников.
С грустью вспоминаешь о «слабой» половине нашего детского коллектива – девчатах. Не знаю, как другим, но нам с одноклассницами повезло. Симпатичные, коммуникабельные, интересные, не жалеющие порой списать домашнее задание, они создавали приятную, дружескую, спокойную атмосферу. Среди них выделялись три красавицы, отличницы – Лариса Хвесько, Людмила Меленец, Наташа Рубинская. Захватив все ключевые общественные должности, занимаясь на одни пятерки, начитанные всезнайки установили своего рода «матриархат», немного придавливая нас своим повышенным интеллектом и эрудицией. А когда по весне в школьное окно заглядывали не только облака, но и амур пускал свои стрелы, ребята начинали по-другому смотреть в сторону девушек. Однако никому из одногодков не удалось завоевать сердце одной из них. Все осталось на уровне наивного флирта и туманных намеков.
Спустя десять лет один из моих друзей сказал: «Если бы не душевные переживания и постоянный груз несбывшихся надежд, учился бы я намного лучше!»
Вот и получалось, что самые-самые, непроизвольно, с одной стороны уменьшали успеваемость, а с другой преподавали внеклассный урок парням на будущее, как в таких ситуациях находить положительное решение и не загонять себя в тупик лирическими историями. Однако ребята старались максимально проявить себя в другой сфере – физической культуре.
Каждый класс имел своих спортсменов. В нашем 10 «А» капитаном команды был Володя Благодырь. Соревнования никогда не проходили без его участия. А личное противоборство проходило с крепким старшеклассником Николаем Моржевичем. Их очная дуэль в беге на 50 метров собирала большое количество школьных болельщиков. И когда они неслись по дистанции нога в ногу, все поддерживали их восторженными криками и аплодисментами.
Возвращаясь в далекое школьное прошлое, всегда с теплотой и благодарностью вспоминаешь первого учителя, тех педагогов, кто терпеливо и настойчиво давал азы знаний. У истоков этого благодарного процесса стояла Анна Антоновна Теслюк, ее почин продолжили: Мария Болеславовна Круглая, Евгения Ивановна Стасевич, Лев Николаевич Пихун, Зинаида Васильевна Коваленя, Евгения Фоминична Каравай, Мария Ивановна и Владимир Демиянович Гайда, Константин Емельянович Кузикевич.
И в этой связи мне хочется вспомнить и нашего директора. Почему-то в таких случаях говорят в основном о первых учителях и почти никогда не ставят в один ряд с ними первого директора школы. Абсолютно уверен, что наш главный администратор Иван Еремеевич Бойко заслуживает не меньше добрых слов и признательности, чем его коллеги. Ведь какая невидимая для всех хозяйственная, организационная деятельность была на его плечах! А чего стоило умение вовремя разрулить всякого рода возникающие ситуации общественного и личного характера, поддерживать на должном уровне морально-психологический климат в коллективе!
Не хочу преувеличивать, но, на мой взгляд, поколение 50-х как-то по-иному, чем сейчас, относилось к своим наставникам. Мы были немного добрее, мягче и уважительнее. Чего только стоило учтивое, необычное действо, когда при встрече на улице с учителем ребята обязательно снимали шапку и немного наклоняли голову. Родители не нагружали нас дополнительными занятиями, а при необходимости функцию «репетитора» выполнял ремень! Довольно эффективно, дешево и практично. А если серьезно, то отдача и результативность школы того времени была довольно высокой.
Быстро пролетели 10 лет учебы. Последний звонок, общее фото на память, прощальный торжественный ужин – и все разбежались, разъехались по разным уголкам необъятной страны. Гродно, Одесса, Минск, Ленинград – в этих городах в основном учились, женились, трудились уроженцы Берестовитчины.
Из 30 учеников высшее образование получили 17 человек. Так, белые халаты врачей надели Петр Гулинский, Валерий Заровский, Лариса Хвесько, Наташа Рубинская. Специалистами аграрного сектора стали Генрих Плоцкий, Людмила Меленец, Ирина Бака, Раиса Морозова, Виталий Бондарик. Инженерные специальности получили Александр Фалькович, Нина Вострикова, Сергей Лапинский и Женя Кишкель. По педагогической стезе пошли Ольга Овсеевич, Светлана Крепкая, Вера Скуратович. Институт физической культуры и спорта окончили Иван Рудаков и Николай Янушкевич.
К сожалению, я не располагаю точными данными о трудовой деятельности остальных одноклассников, но, насколько мне известно, все они стали профессионалами, толковыми работниками, специалистами в разных отраслях и сферах народного хозяйства Республики Беларусь. И этим надо гордиться!
Среди замечательной когорты моих школьных коллег, наибольших успехов в карьере достиг Петр Гулинский, став главным врачом Гродненской областной психиатрической больницы. Ирина Бака возглавила Могилевскую областную биолабораторию. Николай Янушкевич и в 70 лет успешно руководил детской спортивной школой в ОАО «Обухово», одном из лучших хозяйств республики. За его плечами немало ярких побед команд по разным игровым видам. А сколько ребят получили хорошую физическую закалку, набрались опыта под его началом, став впоследствии знаменитыми спортсменами.
Уместно в этой связи вспомнить маленький эпизод из нашей общей истории. Один мой друг, окончив школу со скромным средним баллом 3,7, в течение двух лет пытался безуспешно поступить в институт. Пришлось отслужить в армии. И только после исполнения гражданского долга удача ему улыбнулась. В итоге, в последующие годы он получил три высших образования, из них два на стационаре. К чему я это? Просто в назидание подрастающему поколению: никогда не надо после неудачи паниковать и опускать руки! А нужно терпеливо и настойчиво продолжать идти вперед к своей цели. И она обязательно будет достигнута, не сегодня, так завтра.
Незаметно подошло время, когда у взрослых, образованных людей, давно ушедших от последнего звонка, возникла идея собраться на 25-летие со дня окончания средней школы.
Здесь нужно особо отметить помощь в проведении нашей встречи бывшего ученика 10 «Б» класса, в то время председателя Берестовицкого райисполкома Аркадия Ивановича Карпутя. Он с удовольствием откликнулся на предложение и помог провести на должном, высоком уровне приятное мероприятие.
И вот, целая группа выпускников в начале июня 1991 года собралась в центре поселка. Старый парк быстро наполнился радостным, веселым гомоном по-комсомольски азартных, солидных людей. Звонкими аплодисментами мы встретили классного руководителя Валентину Ильиничну Гарковскую. Наш дорогой куратор, увидев своих воспитанников, помолодела на 10 лет! Ее глаза заблестели, заискрились, голос стал таким же властным и твердым, каким она в свое время на уроках «пробивала» невнимание учеников к своему любимому предмету – истории! Счастливая, вдохновленная, она без особых раздумий назвала всех бывших подопечных по имени и фамилии. Вот это память!
Обсудив далее программу нашей встречи, мы вначале неторопливо направились на городское кладбище. К большому сожалению, время потихоньку забирало от нас и преподавателей и одноклассников. Поклонившись усопшим и возложив всем цветы, мы подошли к родной школе. Сразу остановились у колодца, молчаливого свидетеля наших школьных дней, который столько лет поил прохладной водой ребят, поддерживал чистоту в классах, спасал растения огорода и клумб в жаркие летние месяцы.
У главного входа в здание завязалась оживленная, задушевная беседа. Затем, как это было всегда после окончания очередного учебного года, фотограф сделал на память черно-белый снимок.
Завершилось мероприятие праздничным ужином. Это не было простое застолье. В течение нескольких часов каждый из присутствующих кратко излагал самое интересное из своей биографии, делился достижениями в учебе, профессиональной деятельности, рассказывал о семье.
Кто-то из присутствующих захватил с собой видеокамеру и видеомагнитофон. Моменты нашего общения были запечатлены на пленке, получился маленький документальный фильм. А когда включили запись, все на мгновение оцепенели. На экране телевизора в радужных красках «побежали» фрагменты только что прошедшей встречи! Да, тогда, в 1991 году этому еще безмерно удивлялись!
Поблагодарив работников заведения за вкусно приготовленную пищу и хорошее обслуживание, вышли на улицу и весело зашагали к озеру. На берегу, взяв друг друга под руки, долго пели песни из прошлого и настоящего.
Прощались под утро, когда на востоке забрезжил рассвет очередного дня. Подводя итоги, все сошлись в едином мнении: ремейк, как говорят киношники, выпускного 1966 года удался на славу!. На волне хорошего, приподнятого настроения решили по значимым, «круглым» датам собираться. Однако мечтам уже не суждено было сбыться: за последние годы некогда большой класс сильно поредел. Потеряв значительную часть близких людей, невольно приходишь к печальному выводу: полноценная встреча выпускников нашего класса состоится на небесах…
А пока этого не произошло, желаю всем ныне здравствующим одноклассникам, чтобы, несмотря на неукротимый, быстрый бег времени, его тормозила и замедляла дорогая нам мелодия школьного звонка!
Виталий Бондарик,
г. Островец