Массовая коллективизация на Берестовитчине

Лента новостей

Текущий год богат на юбилейные даты. Среди них – и 70-летие начала массовой коллективизации в Западной Беларуси, в том числе и на Берестовитчине. Правда, первые колхозы в нашем районе организовались вскоре после окончания Великой Отечественной войны: «Победа» в Старом Дворце (1945 г.), «1-ое Мая» в Войтеховщине (1946 г.), «Красный Октябрь» в бывшем имении графа Косаковского в Большой Берестовице (1947 г.). Но массовая коллективизация началась в 1949-1950 годах. Нелегкое это было время. Были и перегибы, и добровольно-обязательное вступление в колхоз, и выселение «кулаков», и переселение целых деревень из пограничной полосы (как, например, д. Рудовляны). Сегодня мы расскажем о том, как проходила коллективизация на территории нынешнего Конюховского сельсовета.

Первый колхоз в Конюховском (тогда Глебовичском) сельсовете был создан в деревне Одла 16 марта 1949 года и назывался «Новая жизнь». Председателем его был избран Михаил Иосифович Савонь.
…Тот день многим жителям деревни запомнился надолго. Весна тогда выдалась ранней и теплой. Уже в середине марта пение жаворонков радовало душу и сердце крестьян. Накануне прилетела пара аистов, которые уже несколько лет гнездились на тополе в центре деревни. А ранним утром их клекот разносился по всей околице. Мужики собрались вокруг деревянного сруба деревенского колодца, курили самосад и обсуждали последние новости, в курсе которых они были благодаря бывшему фронтовику Алексею Ивановичу Ляхову. Только у него был единственный приемник в деревне на батарее, и слушать его можно было с помощью наушников. Здесь же обсуждалась и местная новость, всколыхнувшая всю деревню. В тот день должен был состояться сельский сход, на котором планировалось создать колхоз. Правда, это было уже не первое собрание, и люди знали, о чем будет речь. Но волнения, споров и пересудов на эту тему было много.
Во второй половине дня сельчане собрались возле дома Ивана Ивановича Носко. Здесь была длинная лавка, из дома хозяина вынесли стол и несколько скамеек. Из близлежащих домов принесли так же скамейки и несколько самодельных табуреток. Приехало начальство. В их числе — председатель Глебовичского сельсовета В.И. Шипица, представители райкома и рай­исполкома С.Е. Быстрик и В.И. Приёмко. Среди собравшихся были в основном мужчины и несколько наиболее любопытных и горластых женщин. Собрание длилось более двух часов. После бурных дебатов первыми подали заявления в колхоз бывшие фронтовики Михаил Иосифович Савонь, Алексей Михайлович Ляхов, Иван Иосифович Носко и Николай Павлович Носко, Феодосий Алексеевич Журневич. А потом их примеру последовали 40 крестьян-единоличников. Несколько десятков все же решили подождать.
Бурные споры разгорелись по поводу кандидатов на председательскую должность. Было несколько предложений. Но большинство поддержало кандидатуру Михаила Иосифовича Савоня: бывший фронтовик, солидного возраста, имеет опыт командовать — сержант, командир орудийного расчета. К тому же — хороший хозяин на своей полос­ке. Эту кандидатуру поддержал и председатель Глебовичского сельсовета Владимир Игнатьевич Шипица. При голосовании кандидатуру поддержали все присутствующие. Ну а колхоз решили назвать «Новая жизнь».


Ох, как нелегка была эта «новая жизнь» для сельских жителей. Надо было распрощаться с полоской земли, со своим кормильцем – «Каштаном» (так называли многих лошадей в деревнях), со своим сельхозинвентарем.
Все это понимал и новоиспеченный председатель. Поэтому при решении любых вопросов внутриколхозной жизни он старался прислушиваться к мнениям всех колхозников. К примеру, на должность сторожа, доярки, кладовщика избирались колхозники на общих собраниях. В 1950 году по инициативе председателя колхоза здесь одни из первых в районе посеяли два гектара сахарной свеклы и 0,5 га табака. Не предполагал тогда Михаил Иосифович, что именно эти культуры через несколько лет сделают потом уже объединенный колхоз имени Сталина миллионером и одним из лучших в районе и области.
Но это в будущем. А в 1949-1950 годах приходилось решать сложные вопросы экономического и психологического характера. Трудно было переломить психологию крестьянина-единоличника. А районные власти требовали срочно провести обобществление лошадей и сельхозинвентаря. Хозяева же не очень-то спешили сводить своих лошадей в общий сарай, переделанный на скорую руку под конюшни. Не спешили свозить и сельхозинвентарь на колхозный двор. Как бы трудно ни было, но весной 1950-го года колхоз «Новая жизнь» одним из первых завершил сев яровых зерновых и посадку картофеля, а летом — жатву.

Председатель колхоза имени Сталина (центр – д. Конюхи) Николай Александрович Шапко и заместитель председателя колхоза Михаил Иосифович Савонь.

В 1951 году руководство направило Михаила Иосифовича Савоня и еще несколько председателей на учебу в Пинск. После возвращения Михаил Иосифович, обогатившись полезными знаниями, продолжал руководить хозяйством вплоть до его объединения с колхозом имени Сталина, которое состоялось 12 марта 1952 года.
В итоге спешно проводимой коллективизации в каждой деревне был образован колхоз. Это были маломощные хозяйства, почти в каждом из которых были не только свинофермы и фермы крупного рогатого скота, но и птицефермы (содержались куры или утки по 130-150 голов), овцефермы и т.д. Так, в деревне Жорновка летом 1949 года был организован колхоз имени Чапаева, в деревне Глебовичи летом 1950 года — колхоз имени Дзержинского (председателем избран Э.Б. Антушевич), в деревне Козлы в июне 1949 года — колхоз «17 Сентября» (председателем избран С.И. Мурин), в деревне Конюхи в июле 1949 года — колхоз имени Сталина (председателем избран А.П. Казакевич), в деревне Могиляны в июле 1949 года – колхоз «Сталинский путь» (председателем избран А.М. Аршун), в деревне Саросеки летом 1949 года — колхоз имени Булганина (председателем избран К.И. Саросек), в деревне Плебановцы в августе 1950 года организован колхоз имени Адама Мицкевича.
12 марта 1952 года все вышеперечисленные колхозы, кроме колхоза им. Мицкевича (д. Плебановцы), объединились в единый колхоз, который назвали именем Сталина и центр которого находился в д. Конюхи. Председателем хозяйства был избран Николай Александрович Шапко.
Обратимся к архивному документу того времени. В протоколе собрания говорится, что на нем присутствовали делегации всех колхозов. Собрание постановило «принять в члены колхоза Шапко Николая Александровича и Лисицкого Василия Ивановича» (прим. привезенных из района «кандидатов в руководители» надо было сначала принять в члены колхоза). Следующий пункт постановления гласил: «Рассмотрев протоколы собраний колхозов Глебовичского сельсовета с просьбой об объединении мелких хозяйств в крупный колхоз, учитывая рекомендации товарища Сталина, а также райкома партии и райисполкома по этому вопросу, объединиться в один колхоз и назвать его именем великого вождя, товарища Сталина».
На собрании были избраны члены правления – представители от каждой из деревень. А выступивший заместитель председателя райисполкома М.Д. Бурак отметил, что «советское правительство, партия и лично товарищ Сталин уделяют большое внимание росту и укреплению колхозов. На должность председателя укрупненных колхозов избираются люди грамотные, имеющие агрономические знания, способные повести всю работу в колхозе по правильному руслу, в кратчайший срок сделав хозяйство передовым. Именно таким председателем может быть Шапко Николай Александрович. Райком партии, райисполком и я лично рекомендуем его на должность председателя колхоза имени Сталина».
Через 10 дней, 22 марта 1952 года, состоялось первое заседание правления объединенного колхоза имени Сталина. На нем обсуждались кадровые вопросы. Были утверждены бригадиры полеводческих и строительной бригад, назначены учетчики, казначей и главный животновод.
Приближалась весна, которая всегда приносила дополнительные заботы для крестьян. Время весенней посевной во все времена было напряженным и ответственным, потому как в этот период закладывалась судьба будущего урожая. До создания колхозов крестьяне, как правило, сеяли вручную, и редко у кого была рядковая конная сеялка. Преимущество колхозного строя как раз и было в том, что на обобществленных крестьянских землях вместо узких полосок появились многогектарные участки земли. Стало возможным применять сельскохозяйственную технику.
В связи с этим 23 марта 1952 года правление колхоза им. Сталина заключило договор с дирекцией Берестовицой МТС (машинно-тракторной станции) на обработку земли и посевов. Перечень работ и площадь их обработки характеризуют уровень сельскохозяйственного производства в то время.
МТС обязалось, в частности, «провести весеннюю вспашку на 50 га; посеять яровые культуры на 300 га и в сжатые сроки за 6-7 дней; вспахать 200 га паров; осушить 100 га лугов; провести культивацию паров на 40 га; провести теребление льна на 5 га; посеять озимые на площади 300 га; вспахать 250 га зяби; убрать комбайнами зерновые на 150 га (прим. сеялось их гораздо больше); обмолотить зерновые на площади 750 га; обмолотить клевер на семена с 20 га».
26 марта 1952 года состоялось очередное заседание правления колхоза имени Сталина, на котором также обсуждались вопросы, связанные с успешным проведением весеннего сева.
В постановлении детально изложены все основные моменты предстоящей кампании. Приведем некоторые из пунктов документа: «…выдавать с 29.03. во всех бригадах по 2 кг овса на рабочую лошадь. Более слабых лошадей освободить от работы в период подготовки к посевной компании. К 1 апреля закончить полный обмен семенами между бригадами. Продать на базаре 10 т пшеницы, за вырученные деньги купить необходимое количество овса. К 1 апреля создать звенья по уходу за техническими культурами. Обменять 1,5 тонны ржи на семена люпина. Приобрести для нужд колхоза грузовую автомашину».
Часто на заседаниях правления колхоза в то время рассматривались вопросы нарушения трудовой дисциплины, выработки минимума трудодней. Так, 22 апреля 1952 года, выступая на заседании правления колхоза председатель Н.А. Шапко отметил, что «…в последнее время в колхозе меньше нарушают дисциплину. Но все же такие случаи имеются. Так в бригаде №7 (д. Глебовичи) проверкой установлено: сторож Глебович Ф. спал на конюшне, сторож буртов Нарбут не находился возле буртов. В бригаде д. Конюхи конюх Казакевич Михаил спал. Сторож амбара Бондарович И.Л. не находился возле склада. Конюх Якимович И. отказался от поездки за бардой и опоздал на 4 часа на работу. На полдня опоздал на работу Бурый С.Я. Полдня не присутствовал на разборке сарая Козловский С.М., и в это время простаивала подвода. Бригадир бригады в Могилянах товарищ Гогаль недостаточно предъявляет требований к колхозникам, в результате трудовая дисциплина не налажена…».
После выступления некоторых членов правления было принято решение «оштрафовать провинившихся на пять трудодней».
На этом же заседании правления, после жарких споров, было принято решение о покупке 4-тонной грузовой автомашины стоимостью 28000 рублей.
Установлена плата крестья­нам-единоличникам за пользование колхозным пастбищем за сезон:
— за лошадь и корову — по 500 рублей;
— за молодняк КРС и овец — по 250 рублей;
— за телят — по 150 рублей;
— за гусей — по 25 рублей.
За нарушение и неуплату дело обещали передавать в суд.
Установлена также оплата поездки повозкой на базар: в Берестовицу или Гродно — по 15 рублей, в Индуру — по 5 рублей.
Проводимая правлением колхоза организационная и политическая работа, поддержка государства уже в 1953 году дали положительные результаты. Увеличилась урожайность всех сельскохозяйственных культур, возросла продуктивность животных. В хозяйстве появились и передовики сельскохозяйственного производства, которых называли «стахановцами». Эти работники, не жалея сил, несмотря на трудные условия, показывали хорошие результаты. Лучшие из них в скором времени были награждены орденами и медалями.
Николай Паценко,
научный сотрудник
музея Белки
Страницу подготовил
Сергей Хилюта



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *