Почетный статус Гродно как молодежной столицы Беларуси-2021 дал старт сразу череде мероприятий, направленных на поддержку, развитие и совершенствование молодежной политики в нашей стране.
Одним из них стал республиканский семинар, посвященный актуальным аспектам организации воспитательной и идеологической работы в системе образования республики и, как следствие, эксперты обсудили и пути ее совершенствования. Его участниками стали помощник Президента Республики Беларусь – инспектор по Гродненской области Юрий Караев, заместитель премьер-министра Беларуси Игорь Петришенко, министр образования Беларуси Игорь Карпенко, заместитель председателя облисполкома Виктор Пранюк, председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по образованию, науке, культуре и социальному развитию Виктор Лискович. К работе республиканского семинара присоединились депутаты Палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь, представители государственных общественных объединений, заместители председателей областных, городских, районных исполкомов, курирующих социальную сферу, руководители структурных подразделений, ректоры университетов страны, другие почетные гости.
Стартовал семинар с приятной ноты: помощник Президента Республики Беларусь – инспектор по Гродненской области Юрий Караев вручил благодарность Администрации Президента Беларуси за многолетнюю плодотворную работу ректору Купаловского университета Ирине Китурко. Вручая почетную награду, Юрий Караев пожелал всему коллективу вуза в лице ректора успехов в реализации проектов, достижения новых высот.
Открывая семинар, министр образования Игорь Карпенко подчеркнул: несмотря на все достижения, которые есть сегодня, нельзя останавливаться на достигнутом. Современные формы гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания, в том числе в образовательном процессе, необходимо всячески поддерживать и использовать с целью формирования молодых граждан Беларуси с высокой социальной и гражданской ответственностью, яркими патриотическими качествами.
– Почти четыре года назад в этом зале мы проводили подобный семинар, на котором обсуждали взаимодействие органов власти, учреждений образования, масс-медиа, общественных организаций, поиск новых форм идеологической и воспитательной работы. Главой государства поставлена задача разработать государственную программу патриотического воспитания населения. Об этом говорилось и на шестом Всебелорусском народном собрании. Работа в данном направлении уже ведется в рамках диалоговых площадок, встреч со студентами, проводимого нами семинара. В целом, определены подходы к разработке программы, практически определена ее концепция. В ближайшее время будет создана межведомственная группа, – отметил министр образования. – Полагаю, семинар станет площадкой, где прозвучат конкретные предложения, что необходимо сделать, чтобы программа не стала очередным нагромождением мероприятий и не вызывала отторжения у молодежи. Сегодня мы не останавливаемся на достигнутом. Семинар определит те ключевые позиции, которые необходимо будет отразить в программе.
Игорь Карпенко также напомнил, что параллельно ведется работа по совершенствованию стратегии государственной молодежной политики. Кроме того, разрабатывается концепция образования до 2035 года, где вопросы патриотического воспитания будут представлены в полной мере.
Игорь Петришенко, заместитель премьер-министра Беларуси, в своем выступлении отметил, что сегодня, развивая экономику, укрепляя безопасность, заботясь о культуре, здоровье и социальной защищенности граждан, государство стремится видеть перспективу и планировать будущее, при этом неизменно думает о тех, кто будет строить это будущее – о молодежи.
– Для нас важно, какой вырастет наша молодежь, чему она научится по своему взрослению, какие традиции и ценности впитает, на какие идеалы будет ориентироваться. Государство – это действенная система социальной поддержки молодежи от получения образования до трудоустройства выпускников и помощи молодым гражданам и их семьям. Но события последнего времени, происходящие в мире, в том числе и в нашей стране, показывают, что этого уже недостаточно. На первый план выходит уровень воспитания граждан. Прочность страны начинает определяться ответом на вопрос: даем ли мы подрастающему поколению при вступлении в самостоятельную жизнь, наряду с глубокими знаниями, верные жизненные ориентиры? Формируем ли мы в молодых людях крепкий нравственный стержень? В нашей республике сложилась система воспитания учащихся, которая наряду с обучением является важной составляющей образовательного процесса. Но, признаем, где-то этого уже недостаточно. Особенно в формировании гражданских, патриотических компетенций учащейся молодежи. На обычные лозунги и призывы, а тем более поучения, молодые люди зачастую уже не откликаются, но они хотят, чтобы с ними разговаривали, причем, на равных. И, главное, хотят, чтобы их слышали. Пока нас хотят слушать, это и нужно использовать. Надо создавать открытые дискуссионные переговорные площадки с широким привлечением молодежи руководителям органов государственных, общественных структур, бизнеса, духовенства и других сфер. Только в таком живом общении мы сможем определить и взять на вооружение действенные, привлекательные формы работы по воспитанию у взрослеющих детей патриотизма и гражданской ответственности за свой выбор, за свои действия и поступки, – считает Игорь Петришенко.
Заместитель премьер-министра отметил, что такая работа проводилась, и сейчас она должна получить новое дыхание, ведь на данном этапе существует разрозненность инициатив. Их следует объединить в целостную систему – это позволит достичь вопросов воспитания, единства всех социальных институтов: школ, семьи и общественности. Решению этой задачи, по словам Игоря Петришенко, должен служить и нынешний семинар.
– Не подлежит сомнению, что у нас проводится достаточно большое количество различных мероприятий патриотической направленности, ориентированных на детей и учащуюся молодежь. Однако таможенная карта по патриотическому воспитанию не должна включать только перечисление таких мероприятий. Шаг за шагом, постоянно и целенаправленно нужно взращивать патриотизм в душах детей, подростков, молодых людей. Начиная с семьи, продолжая в детском саду, школе, вузе и после него, уже работая с молодым специалистом. Особое внимание должно быть уделено формированию уважительного отношения к государственной символике. Сегодня во всех учреждениях образования страны имеются соответствующие уголки. Ведется работа по популяризации государственной символики среди разных возрастных категорий. Но это в большей степени разовое мероприятие. Работа в этом направлении должна вестись ежедневно. Необходимо изучить зарубежный опыт, вспомнить хорошие традиции советского периода нашей истории, – подчеркнул Игорь Петришенко.
Теме организации идеологической и воспитательной работы с детьми и молодежью было посвящено выступление начальника главного управления образования облисполкома Руслана Абрамчика. Он поделился опытом организации этих направлений в Гродненском регионе, отметив, что в формировании мировоззрения гражданина ведущая роль принадлежит системе образования, а также рассказал о формировании региональной программы воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 годы.
– Приоритетным направлением в работе с молодежью остается гражданское и патриотическое воспитание, формирование которого осуществляется путем реализации совместных проектов, — отметил Руслан Абрамчик. – За последние годы на Гродненщине успешно реализовано множество инициатив, которые способствуют воспитанию патриотизма и любви к Родине и вызывают у наших учащихся живой интерес. Это, например, проекты «Автограф на карте родной Беларуси» и интерактивный интернет-проект «#История#Память#Будущее.by», в котором участвовало более 600 педагогов, а также обучающиеся учреждений области. Это региональный экскурсионный проект «Да суседзяў», областной краеведческий проект «Замки Гродненщины», экскурсионно-познавательный конкурс с элементами начального технического творчества «С миру по нитке», многие другие проекты и инициативы. Говоря о роли педагогов в организации и проведении воспитательной работы, нельзя не отметить, что сегодня четко определилась потребность формирования нового педагогического мышления, систематизации деятельности педагогов по идеологическому воспитанию обучающихся. И одной из основных задач в работе с кадрами должно стать формирование имиджа современного педагога как носителя идеологических, нравственных ценностей общества, мотивирование его на саморазвитие, работу в социальных сетях.
Широкое звучание на республиканском семинаре получили и другие важные вопросы. Так, например, была обсуждена деятельность общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи», с докладом выступил первый секретарь Центрального комитета «БРСМ» Дмитрий Воронюк. Теме воспитания в гражданине патриота и семьянина как миссии университетского образования был посвящен доклад ректора Гродненского госуниверситета имени Янки Купалы Ирины Китурко. Деятельность белорусского профессионального союза работников образования и науки представила председатель организации Татьяна Якубович, политолог Андрей Лазуткин представил общую тактику протестных действий на примере профсоюза «Солидарность», сравнил тактики протестных действий в рамках выборов 2020 года. Теме политического строя Беларуси было посвящено и выступление декана факультета философии и социальных наук БГУ, политолога Вадим Гигин. В ходе своего выступления он подчеркнул, что кризис, он не только бросает вызовы, но и создает возможности и ускоряет многие процессы, которые существовали в системе, но по разным причинам затормаживались.
– Думаю, многие заметили на Всебелорусском народном собрании, что у нас появился огромный резерв молодых кадров, на которые нам предстоит опираться. Те ребята в вузах, на предприятиях, например, как Алексей Приходько с БМЗ, удержавшие от забастовок свои предприятия и сохранившие их, те студенты, которые были нашей опорой, когда мы вели разговоры с протестующими, но они должны и дальше быть нашей опорой, создавать матрицу нашей новой политической модернизации и трансформации, – сказал Вадим Гигин. – Работать по-прежнему мы с вами уже не будем, и, как сказал Президент, в восьмое августа мы не вернемся. Поэтому наша идеологическая и воспитательная работа будет строиться по-новому, мы должны быть готовы к дополнительным вызовам. Будет развиваться партийная система: люди пойдут в вузы, в учреждения образования. И нам уже сейчас нужно думать, как мы будем на это реагировать.
В завершении, обращаясь к участникам встречи, Игорь Петришенко отметил, что нужно вместе работать над решением общих задач, чтобы в нашей стране царило единство, развитие и независимость.
По результатам семинара, как было подчеркнуто министром образования, будет издан сборник докладов, с которыми выступали участники мероприятия.
Символично, что каждый из выступающих заканчивал свою речь такой простой, но такой весомой фразой – «Люблю Беларусь».