Великий писатель А.П.Чехов заметил, что в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. А знакомство с логопедом первой категории Большеберестовицкой средней школы Марией Песецкой лишний раз убедило меня в том, что в человеке прекрасной обязательно должна быть и речь.
– Если ребенок неправильно произносит звуки, говорит невыразительно, то со временем это может развиться в комплекс и даже ограничить выбор профессии, – считает Мария Казимировна.
Именно логопедия как раздел дефектологии занимается недостатками речи и их исправлением. И такой специалист просто незаменим, когда подобная помощь необходима детям дошкольного и младшего школьного возраста.
Встретилась с Марией Казимировной я неслучайно. Рассказать о ней попросили родители учеников, с которыми специалист занимается. «Мария Казимировна не просто отлично знает свое дело, но еще имеет и особенный подход к детям. Поэтому над исправлением недостатков собственной речи они трудятся с большим удовольствием», – утверждали мамы, папы и даже бабушки. Директор школы Наталья Почобут подтвердила их мнение: «Логопед действительно грамотный и толковый. Добивается исправления речи учеников в ста процентах случаев. А еще она, как человек и профессионал, обладает прекрасными душевными качествами, умеет наладить контакт с любым ребенком и заставить его поверить в собственные силы».
Моя собеседница в начале беседы честно призналась:
– При выборе профессии меня, прежде всего, подкупило само слово «логопед» – ведь оно такое красивое, и звучит необычно. Вот и подала документы в Белорусский государственный университет. А вскоре поняла, как же мне повезло. Учеба просто захватила!
Родом Мария Казимировна из Свислочского района, из очень красивого и уютного уголка рядом с Беловежской пущей – деревни Новоселки. На работу молодой специалист распределилась в Берестовицкий район, откуда родом ее муж.
Было это в 1997 году. Занятия с детьми логопед проводила поначалу в спальном корпусе школы. Теперь же у Марии Казимировны отдельный кабинет с компьютером, множеством подсобных материалов. Дети занимаются и в группах, и на индивидуальном обучении. Каждый год из логопедического класса выпускается около тридцати детей. В основном это ученики первого и второго классов.
– Логопед – это педагог, который учит правильно, красиво, внятно и выразительно говорить, – поясняет моя собеседница.
– Особое внимание в работе я уделяю детям с тяжелыми и множественными нарушениями звукопроизношения. То есть, тем, кому трудно произносить не один, не два звука (скажем, «р» или «л»), а целую массу их – это и санорные звуки, и шипящие, и заднеязычные «к», «г», «х». Такое комплексное нарушение исправить достаточно сложно. Очень трудно исправляется, к примеру, и горловой звук «р» – он идет из горлышка ребенка, язычок при произношении не работает, и получается звук «г».
– Сколько же времени требуется на исправление таких множественных нарушений?
– От года до двух лет.
– Мария Казимировна, логопед может помочь ребенку с любым нарушением речи?
– Нарушения бывают разные. Это, к примеру, наследственное заикание или патологии, связанные с нарушением артикуляционного аппарата. В таком случае ребенок направляется на консультацию в медицинское учреждение, где получает квалифицированную медицинскую помощь.
– Внучке моей знакомой скоро шесть лет. В некоторых словах вместо звука «ш» малышка произносит звук «с». Девочка уже учится писать печатными буквами, и на бумаге выводит слово так, как произносит, например: «масина» вместо «машина».
– Удивляться тут нечему, – говорит Мария Казимировна. – Ребенок не может написать иначе, потому что у него нарушен фонематический слух. Нередко встречается, что звук «ла» малыш долгое время заменяет звуком «ва». Например, вместо слова «давала» произносит «давава». На устранение этих нарушений тоже требуется помощь специалиста и, конечно же, время. Многое также зависит и от индивидуальности ребенка.
Чтобы поставить в речи правильный звук, необходимы не только артикуляционные упражнения, но еще и упражнения для развития мелкой моторики рук. Для этого в кабинете есть все необходимое, множество различных пособий.
– Широко используем на занятиях и природный материал, – показывает и рассказывает Мария Казимировна. – Каштаны, фасоль, скорлупа орехов, различные крупы помогают развивать детские пальчики, а это напрямую способствует развитию речевого центра ребенка. Очень важны и тактильные (кожные) ощущения – здесь ребятишкам помогают мозаика и мелкие предметы в мешочках, которые они с удовольствием угадывают с помощью пальчиков…
– Мария Казимировна, а от чего зависит нарушение речи ребенка?
– От многих причин, в том числе связанных с вынашиванием и родами ребенка. Однако есть и другие: например, мамам и папам ни в коем случае не нужно сюсюкать с маленьким ребенком, а говорить слова правильно, четко и внятно.
– Скажите, родители всегда являются вашими помощниками?
– Как правило, да. Их помощь просто необходима и детям, и мне как специалисту. Ведь я задаю домашние задания, упражнения артикуляционные и для развития мелкой моторики рук. Чтобы закрепить произношение тех звуков, которые уже поставлены, дети должны много читать дома, причем, вслух.
Вместе с тем специалист замечает, что все же есть родители, которые не в полной мере осознают важность своей роли в оказываемой логопедической помощи их сыну или дочке. И ей непонятно, когда вместо занятий с мамой или папой ребенок получает в свое распоряжение компьютер или планшет. А ведь и требуется-то совсем немного: минут 10-15 ежедневных занятий способствуют тому, чтобы поставленный логопедом звук закрепился.
– А под силу ли родителям самим справиться не со сложными нарушениями?
– Должна заметить, что добиться положительного результата очень сложно. Необходима постоянная, целенаправленная и комплексная работа с применением различных специализированных методик. И даже при самом горячем желании родители не добиваются желаемого. Когда я слышу нарушение в произношении взрослого человека, понимаю, что в детстве он как раз не получил необходимой квалифицированной помощи. Раньше ведь профессия логопеда не была у нас настолько распространенной.
– Мария Казимировна, а какие советы хотели бы дать молодым родителям как специалист-логопед?
– В разговоре с ребенком неприемлема быстрая речь, не позволяйте и ему разговаривать слишком быстро. Лучший речевой материал, накопленный народом веками – это фольклор. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки с удовольствием воспринимаются детьми и развивают их речь. Детей нужно учить шепотной речи. Малышу тяжело менять силу голоса, и нужно следить за тем, чтобы он не перенапрягал голосовые связки. Крик противопоказан всем, а особенно детям до 11-12 лет. А самое главное, со своими детьми нужно как можно больше разговаривать и обязательно поправлять их, если звук произносится неправильно. Не жалейте на это ни времени, ни сил, и все окупиться сторицей.
…На занятиях Марии Песецкой царит атмосфера доброжелательности, дети чувствуют себя свободно и комфортно. Учитель вселяет в душу каждого ребенка желание непременно добиться хорошего результата. Труд логопеда непростой, требует большого терпения. Мария Казимировна идет к поставленной цели постепенно, шаг за шагом. И, безусловно, самое большое удовлетворение для нее – слышать правильную, четкую речь своих учеников. А они помнят своего учителя и спустя многие годы. Потому что та помощь, которую получают от нее в начальных классах, очень важна в их дальнейшей жизни.
…Несколько лет назад в кабинет к Марии Казимировне зашел красивый статный парень. Она едва узнала в нем своего бывшего ученика, которому в первом классе трудно давались некоторые звуки. Парень – будущий офицер. Он признался своей бывшей учительнице, что именно теперь по достоинству оценил ее помощь:
– Я выступаю на семинарах, с докладами, и преподаватели отмечают, насколько правильно и четко звучит моя речь. А для человека военного, как сами понимаете, это очень важно. Спасибо вам большое!
Не это ли – самая главная оценка ежедневного кропотливого труда логопеда?
Мария Драпеза,
фото автора