В широком спектре педагогических специальностей профессия учителя-дефектолога в некотором роде уникальна, ведь она находится на стыке нескольких сфер деятельности: педагогики, медицины, психологии и социологии. Поэтому не случайно учитель-дефектолог должен иметь не только высокий интеллект, но и хорошую память, грамотную речь и эмоциональную устойчивость. Ему необходимо быть внимательным, тактичным, общительным и терпеливым человеком, проявлять склонность к работе с детьми. Ведь перед ним стоит очень важная задача — помочь ребенку с отклонениями в физическом или психологическом развитии жить полноценной жизнью и социализироваться в обществе. Именно к этой цели стремится и учитель-дефектолог Олекшицкой средней школы Оксана Болбат.
— Очень часто, когда у педагогов спрашивают, кем они хотели стать в детстве, большинство отвечает, что с ранних лет мечтали о профессии учителя. А вот я такого о себе сказать не могу, — улыбается Оксана Васильевна. – В детстве я хотела быть и диктором, и врачом, и артисткой, и учителем. И так получилось, что сейчас я практически объединила все эти сферы деятельности в своей профессии. Ведь чтобы помочь ребенку с особыми образовательными возможностями, нужно не только обладать специальными педагогическими и медицинскими знаниями, но и иметь хорошо поставленный голос и грамотную речь, а также и артистические способности, потому что большинство занятий мы проводим в игровой форме.
Учителем-дефектологом Оксана Васильевна работает с 2010 года, после того, как прошла переобучение в Академии последипломного образования в Минске.
А родилась и выросла она в Украине, в 1987 году приехала в Беларусь поступать в Барановичское педагогическое училище, после него окончила Мозырский пединститут по специальности «учитель обслуживающего труда». По распределению была направлена в Свислочский район, в Дашковичскую среднюю школу, там работала не только учителем обслуживающего труда, но и старшей пионервожатой, и заместителем директора по воспитательной работе. В той же школе нашла себе мужа – ее Анатолий Евгеньевич работал учителем русского языка и литературы.
— Количество детей в школе постоянно уменьшалось, сначала ее реорганизовали в базовую, моя должность как заместителя директора по воспитательной работе сократилась, я работала просто учителем, а потом нас предупредили, что школу совсем закроют, — рассказывает Оксана Васильевна. — Я в то время находилась в отпуске по уходу за ребенком, мы переехали на Витебщину, к родственникам мужа, пробыли там около двух лет, но нас очень тянуло назад, на Гродненщину. Муж приехал в Берестовицу, обратился в отдел образования, ему предложили работу в Олекшицкой средней школе. Я полгода проработала в Пархимовцах, а потом тоже перешла в школу в Олекшицы. Нагрузка у меня как у учителя обслуживающего труда была небольшая, на полставки работала еще социальным педагогом. Затем администрация школы предложила мне пройти переобучение на учителя-дефектолога, я согласилась, и теперь очень этому рада, потому что мне нравится моя профессия. Да и учиться было интересно, в Академии последипломного образования преподавали известные профессоры, доценты, авторы учебников и пособий. Это была дневная форма обучения с отрывом от производства, за полтора года у меня было семь пятинедельных сессий.
Сейчас Оксана Болбат работает в пункте коррекционно-педагогической помощи Олекшицкой средней школы и по совместительству -в Массолянском яслях-саду-начальной школе.
Большинство детей, с которыми она занимается в Олекшицкой средней школе, — с нарушениями письменной речи, есть один ребенок с нарушением устной речи, а также двое детей с особенностями развития, которые учатся по программам вспомогательной школы, но интегрированы в обычные классы.
— В пункте работает один учитель-дефектолог, но как бы хорошо он не работал, без помощи учителей начальных классов он не обойдется, — говорит Оксана Васильевна. – Поэтому я очень благодарна коллегам, которые помогают мне выявлять детей, требующих коррекции. Весной проводим диагностику, чтобы выявить детей, которым в следующем учебном году понадобится помощь учителя-дефектолога, вместе анализируем письменные работы детей, чтобы определить, нет ли у ребенка дисграфии. Из-за плохой экологии, неблагоприятных наследственных факторов все чаще рождаются дети с теми или иными проблемами в развитии. Сейчас повальное увлечение гаджетами с самого раннего возраста приводит к тому, что растет число детей с серьезными нарушениями речи. Слава Богу, что в нашей школе нет детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения и слуха, которым нужна специфическая помощь. Но и для детей с нарушениями речи помощь учителя-дефектолога просто необходима. Ведь если у детей не получается произносить какие-то звуки, они замыкаются в себе, становятся неуверенными, теряют интерес к учебе.
Оксана Васильевна считает, что самое главное – найти индивидуальный подход к каждому ребенку, который нуждается в ее помощи, расположить к себе, заинтересовать своими занятиями. Поэтому она всегда придумывает интересные формы занятий, увлекательные игры, у нее для детей припасено много ярких картинок и игрушек.
— Кто-то со стороны может подумать, что мы с ребенком просто играем, а ведь я решаю таким образом свои коррекционные задачи, — улыбается моя собеседница. – И когда у ребенка получается, к примеру, произнести нужный звук, я радуюсь вместе с ним и получаю огромное удовлетворение от того, что ребенок, у которого были проблемы с речью, после моих занятий говорит чисто и красиво.
Оксана Васильевна уверена, что учителю-дефектологу мало любить детей и любить свою работу, он должен быть еще максимально компетентен в том, что делает. Поэтому она постоянно работает над самообразованием, ездит на курсы повышения квалификации, ищет новые формы и методы работы.
Не так давно Оксана Болбат подтвердила свой профессионализм сдачей экзамена на высшую квалификационную категорию.
И это еще раз подчеркивает то, что дети, которые нуждаются в ее помощи и коррекции, будут получать качественную помощь от настоящего специалиста своего дела.
Ирина МИКЛАШ, фото автора