Комитетом госконтроля области проведены внеплановые тематические оперативные проверки пищеблоков в шести учреждениях образования, расположенных в г.Гродно, г.Скидель, Щучинском и Островецком районах.
В рамках реализации государственной молодёжной политики в республике Указами Президента Республики Беларусь от 04.04.2006г. №200 и от 16.04.2009 г. N 211 утверждена республиканская программа «Молодёжь Беларуси», одной из задач которой является формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья молодёжи. Как известно, состояние здоровья, уровень заболеваемости находится в прямой зависимости от качества питания. Поэтому организация питания учащейся молодёжи, улучшение качества приготовления пищи, расширение ассортимента блюд, повышение культуры обслуживания в учреждениях образования наряду с образовательным процессом приобретают столь же важное значение.
Всего в области имеется 382 учреждения образования. Следует отметить, что из-за разрозненности структуры подчинения, высокой стоимости лабораторных исследований, отсутствия подготов-ленных профессиональных специалистов значительно снизился ведомственный и производственный контроль. В проверенных учреждениях образования, несмотря на изданные приказы о работе советов по питанию и бракеражных комиссий, журнал бракеража ведётся только для отчёта. В детских садах отсутствует ставки диетсестёр. Медицинские сёстры дошкольных учреждений – это не технологи, их подготовка по проведению контроля за полновесностью порций и правильностью закладки продуктов в блюда не выдер-живает никакой критики.
Проверками установлено, что при организации питания в учреждениях образования не обеспечивается контроль за соблюдением технологии приготовления пищи, нормами закладки сырья и установленных выходов порций блюд, за соблюдением санитарных норм и правил.
Так, в столовой ГУО «СШ №1 г. Скиделя» для хранения готовой пищи использовалась посуда (миски, кастрюли) с поврежденной эмалью, а разделочный инвентарь (деревянные доски) – с наличием трещин и заусениц. Хранение пищевых продуктов осуществлялось без соблюдения товарного соседства и принятой классификации. Совместно с мукой, сахаром и макаронными изделиями хранились овощи. Допущено хранение пищевых продуктов без наличия маркировки производителя, позволяющей установить дату изготовления продуктов и их срок годности.
Там же, спустя 5 дней после истечения срока годности для приготовления котлет в тесте использовалось мясо цыплят бройлеров. Кроме того, на пищеблоке установлены излишки 0,37 кг мяса свинины и 0,4 кг лимонов, а также недостача 0,27 кг колбасы ва-реной и 0,69 кг апельсин.
Факты недовложения и невыдачи детям продуктов уста-новлены в столовой средней школы №1 г.п. Островец. При проверке 5 сентября в помещениях пищеблока было обнаружено 8 наименований таких продуктов и готовых блюд, в том числе 0,2 кг ли-монов, 4,4 кг бананов, 0,2 масла сливочного, 2 кг саха-ра, 1,48 кг кураги, 1,73 кг макаронных изделий, 7 штук шницелей, 1,6 кг фарша мясного. Там же выявлена недостача 32 л сока, 7 кг цыплят бройлеров, 1,72 кг колбасы вареной.
Согласно меню на 13 сентября для питания учащихся на обед были предусмотрены шницели натуральные из говядины различного веса: вы-ходом 1/60 гр. – 338 штук, выходом 1/70 гр. – 47 штук, выходом 1/80 гр. – 33 штуки. Вместе с тем, в ходе провер-ки соответствия фактического и нормативного выхода установлено, что все шницели были приготовлены весом по 60 гр.
На пищеблоках ГУО «СШ №1 г. Скиделя», ГУО «Средняя школа №1 г.п. Островец» и ГУО «Желудокская средняя школа имени В.Врублевского» приготовление пищи и питание учащихся осуществлялись, несмотря на вынесенные территориаль-ными органами государственного санитарного надзора предписания о приостановлении (запрете) их деятельности.
В отношении допустивших нарушения должностных лиц оформляются документы для привлечения к административной ответственности. По факту сокрытия продуктов питания в ГУО «Средняя школа №1 г.п. Островец» материалы переданы в правоохранительные органы.
Необходимо также отметить, в рамках проводимых проверочных мероприятий был выявлен ряд проблемных вопросов, которые руководители предприятий, осуществляющих питание учащихся, без поддержки органов власти решить не могут. Одной из таких проблем является высокая стоимость работ по выполнению программы производственного контроля. Осуществление лабораторных исследований бактериологических проб кулинарных изделий, радиологический контроль, гигиеническое обучение достаточно затратно для комбинатов школьного питания. Например, комбинатом школьного питания Ленинского района г. Гродно в среднем проводится 210 проб в год, стоимость которых доходит до тридцати миллионов рублей.
Исходя из вышеперечислен-ных нарушений, экономить на данных исследованиях нельзя, однако, для сокращения затрат необходимо на законодательном уровне закре-пить льготы для государственных учреждений, осуществляющих питание учащейся молодёжи, проводить испытания по тарифам для бюджетной сферы.
Ещё одной проблемой можно назвать высокие отпускные цены на мясо-молочную продукцию. В погоне за прибылью предприятия-производители практически перестали выпускать масло сливочное жирностью 72,5%, творог обезжиренный без пресловутой приставки «БИО», творог жирностью 2%, молоко 3,2% в полиэтиленовой плёнке без витамина С и других всевозможных ухищрений. Из-за высоких отпускных цен отсутствует возможность включать в комплексные обеды школьников блюда из молочных продуктов и, как следствие, образуется невыборка натуральных норм питания по этим позициям. Например, по информации Гродненского райисполкома за сентябрь 2012 года выполнение натуральных норм питания составил: в дошкольных учреждениях – 93%; в учреждениях общего среднего образования – 95% (трёхразовое). По информации Щучинского райисполкома нормы питания за сентябрь по городским и сель-ским дошкольным учреждениям выполняются на 87%.
Не решена проблема на законодательном уровне иму-щественных отношений с управлениями образования по вопросам оплаты за ремонт и обслуживание арендованного оборудования в части возмещения затрат.
Оставляет желать лучшего качество оборудования для пищеблоков и предприятий общественного питания отечественного производства, выпускаемого предприятиями-производителями республики по программе импортозамещения: выходят из строя новые овощерезательные и посудомоечные машины, водонагреватели и кипятильники.
Следует отметить и нерациональный подход к обновлению материально-технической базы. Эстетический вид и качественное оборудование обеденных залов столовых учреждений образования – это важный аспект, однако при отсутствии или стопроцентном износе технологического оборудования, а также при отсутствии санузлов в здании школы, дизайнерские изыски не должны быть первоочередной задачей. Как пример можно привести СШ №1 г. Скиделя, где в текущем году была проведена тепловая реабилитация здания с заменой окон на стеклопакеты, приобретена новая мебель, несмотря на то, что санузлы находятся на улице.
Контрольно-аналитические мероприятия продолжаются. По результатам их вопрос организации питания учащихся в учреждениях образования будет рассмотрен на заседании коллегии Комитета государственного контроля Гродненской области.
Пресс-служба