Эти две фотографии из моего семейного альбома. Обе они имеют отношение к церкви в Большой Берестовице и сделаны в военное время, в 1943 году. На первой — изображена группа людей на ступеньках церкви. На обратной стороне фотоснимка подписано: церковный хор Б. Берестовица. Пасха, 25 апреля 1943 года. Далее перечисляются 27 фамилий. Священник Геннадий Устинович Гахович с крестом и в ризе. По правую руку от него псаломщик Владимир Викторович Савич — мой крёстный отец. Мой дед, Онуфрий Станиславович Станкевич, по левую руку – был церковным старостой. Среди молодежи на заднем плане узнаю свою маму Нину Станкевич (девичья фамилия) и тетю – Любу Станкевич. Знаю, что тетю Любу дважды хотели увезти немцы в Германию на принудительные работы, но оба раза она убегала. Один раз — со станции Берестовица, а другой – даже откуда-то из-под Белостока. Кроме моих родных, упоминаются Владимир и Борис Гаховичи, М.Хвесько, К.Белобокий, Елена Челикова, Мария и Иосиф Лагоды, Зинаида Хвесько, а также некоторые другие.
Кстати, немного отступлю от темы. Моя бабушка Федора Станкевич в войну прятала двух еврейских девочек, сильно рискуя не только своей жизнью, но и всех своих детей. К счастью, все обошлось благополучно. След одной девочки затерялся после войны, а вторая, которую звали Полина (девичья фамилия ее была Леви, в замужестве — Первухина Полина Яковлевна), нашла свое призвание в банковском деле, выучилась и работала в банке сначала в Берестовице, затем в Гродно. Она оставалась хорошей подругой тети Любы, которая также всю жизнь проработала банковской служащей.
Вообще, помню дома часто говорили, что из берестовицких евреев в войну выжил только один, кажется, его звали Элё. Он был ветеринаром. А спасся он только потому, что перед началом войны его посадили в советскую тюрьму.
Интересна и вторая фотография. Прямо по лицевой стороне снимка подписано: 1943 г. В.Б. КРЕЩЕНИЕ. Качество снимка не очень хорошее, конкретных лиц на нем тоже не разобрать — слишком издали снимали. Но была такая церковная традиция: крестный ход к озеру на Крещение. А на озере устанавливали вырезанный накануне изо льда крест.
Но обращает на себя внимание одна интересная деталь, а именно: написание буквы «Щ». Явно, что фотограф, подписывающий ее, не очень хорошо владел кириллицей. Скорее всего, он учился в польской школе — не забывайте, что до сентября 1939 года Берестовица входила в состав Польши почти на протяжении 20 лет. А в польском языке, как известно, звук «Щ» на письме передается четырьмя латинскими буквами «szcz”. На обратной стороне этого снимка, видимо рукой моей мамы, написано: Крещение W Большой Берестовице. Опять же «W» латинское вместо «В» кириллицей. Сказывается, конечно, польская школа. Но что удивительно, на дворе1943 год, фронт еще где-то далеко на востоке, в России. Но белорусы пишут кириллицей, словно показывая, что они не хотят признавать латиницу, которой пользуются завоеватели.
Николай ПОРОСЯТНИКОВ, г.п.Б.Берестовица
Ирина! Всё это уже история. Почему бы вам не сохранить её и не спасти от забвения, опубликовав фото с вашего альбома в районной газете? Это так просто в эру Интернета.
Николай! Не знаю, увидите ли вы мое сообщения, т.к. слишком поздно увидела Вашу статью. Спасибо большое, повеяло родным и близким… Я -дочь Нины Геннадьевны Гахович, у которой брали интервью. На данной фотографии нет Алика Белова, но у нас в альбоме есть фото, где в семейном кругу отмечает Пасху в 1943 году семья о.Геннадия Гаховича, там есть и Алик Белов.С уважением -Ирина.
Да видел.
Но спасибо за напоминание.
Вот цитирую:
Саша Белов оказался не простым ребенком: он был сыном офицера Советской Армии Белова Анания Фомича. Огромным риском для всей семьи было растить такого ребенка во время немецкой оккупации. Но нельзя не отметить тот замечательный факт, что никто из жителей Большой Берестовицы не выдал отца Геннадия Гаховича, который представлял Алика как своего племянника. Хотя, как замечает Нина Геннадьевна, мальчик совершенно не походил на них – он был белокурым в отличие от своих темноволосых «близких родственников».
Алик оказался смышленым, любознательным ребенком. Он с удовольствием учился, в том числе и музыке, что и определило впоследствии его дальнейшую жизнь и профессию – он стал музыкантом. Вся семья старалась поддерживать его во всем, чтобы он не чувствовал остро потерю матери и неизвестность судьбы отца.
А отца Алик очень хотел найти. Он помнил адрес родной тети, которая жила в Бобруйске, и написал ей письмо. Прислав ответ, она поведала, что также ничего не знает об отце мальчика, жив он или нет. Но у Бога свои «неисповедимые пути». Ананий Фомич Белов, отец Саши — был жив, воевал. И также страдал от неизвестности о судьбе своих родных – жены и сына. В 1944 году, после освобождения Беларуси, от Сашиной тети он узнал о том, что сын жив. Взяв отпуск, он приехал в Большую Берестовицу. Со слезами на глазах происходила встреча отца и сына, которую до сегодняшнего дня помнит вся семья Гаховичей. А когда Алик уезжал с отцом, он тоже плакал – мальчику трудно было расставаться с людьми, которых он любил и которые в течение трех лет были его новой семьей.
конец цитаты
————————————————
я показывал это фото одной старой женщине и она утверждает что на фото самый крайний слева это тот самый Алик Белов.
Возможно Борис подвтвердит.
Мікалай,магчыма,Вы ўжо бачылі гэты сайт http://www.orthos.org/grodno/gev/august2009/hist_page.htm
Борис, наверняка у Вас есть интересные фото и интересные истории по данной теме. Присылайте в газету 🙂
Спасибо,Николай,за фото!Увидел на нем своего отца,дедушку и дядю.
Всем доброго дня! Игорь, а Вы не подскажете отчество Белобокого Михаила? Возможно, он родственник моего прадеда.
Мария Лагода/Łahoda/ето моя мать.Она померла в 1993г.
Юосиф/Józef/ её брат ето мой крестный отец.
Поздравлаю.
Andrzej z Torunia.
Николай, добрый день!
Спасибо за интересную статью.
Подскажите, кто еще перечислен на фотографии? Мне это очень интересно, т.к. моя бабушка пела в церковном хоре, но ее нет на фотографии, а Белобокий Михаил был женат на мой двоюродной бабушке.
Можем продолжить общение через почту.
Игорь
Николай, огромное спасибо. Столько знакомых фамилий…Надеюсь, что будут ещё публикации и фото. Успехов Вам.
Здравствуйте Римма Ростиславовна.К сожадению не знаю. Но пока ещё это не сложно установить.Ещё живы люди которые знают изображенных на фото. А на оборотной стороне фото фамилии написаны не по какому то порядку. Я пробовал разобраться и не смог.
Белобоких было в Берестовице несколько семей думаю и сейчас есть.
Здравствуйте, Николай! Вы не в курсе, где изображен К.Белобокий? Фамилия моего прадеда Белобокий Степан Иванович и родом он из Берестовицы, но в то время он не жил там. Был женат на Марии Волынцевич — моя прабабушка. Нам ничего неизвестно о родственниках Степана. Возможно, это его брат. Живут еще потомки Белобоковых в Берестовице? Буду Вам очень благодарна, если Вы мне ответите.
Будут :)отправил в редакцию фотографии центра Берестовицы с 1950х годов когда небыло ни ресторана, ни универсама ни кулинарии, но была стена вокруг старого костёла 🙁 а парк в центре был только что посажен на рыночной площади для посадки каждого дерева вынимались камни которыми была вымощена площадь.
Спасибо Вам , Николай и надеюсь ,что будут еще публикации о Берестовице на русском языке. СПАСИБО. Анна