У каждого современного школьника есть свое увлечение, любимое занятие. Но каждый приходит к своему виду увлечения по-разному. Кто-то действует методом проб и ошибок, выбирая подходящее занятие на собственном опыте, а кто-то использует научный подход: изучает различные виды увлечений, сравнивает их, «примеряет» их на себя. Лучшее увлечение то, которое идет от души, отражает интересы, стремления и желания.
На протяжении многих лет в государственном учреждении образования «Макаровский учебно-педагогический комплекс ясли-сад-средняя школа» обучающиеся занимаются научно-исследовательской деятельностью. Что это: колоссальный труд или увлечение? Сразу ответить на этот вопрос сложно.
Для Мартыш Анастасии, выпускницы школы, участницы и победительницы районных олимпиад по русскому языку и литературе, неоднократной победительницы районной научно-практической конференции «Стремление. Открытие. Успех», увлечение исследовательской деятельностью пришло не сразу.
Вначале это было выполнение нестандартных заданий, анализ языкового материала, изучение теории, умение самостоятельно делать выводы. Все это способствовало сознательному отношению проникнуть в «программные тайны» предмета.
И уже сегодня слова «открывать», «искать», «исследовать» становятся ключевыми в организации досуга выпускницы. Она, организуя свое свободное время в соответствии со своими интересами, отдает предпочтение исследовательской деятельности, при этом в процессе исследования и изучения нового принимает творческую, авторскую позицию.
Тематика работ сводится к изучению малой родины посредством языка: «История фамилий Макаровского микрорайона», «Особенности разговорной речи учащихся Макаровской школы», «Топонимика — язык Берестовицкой земли, память истории» — все эти исследования, выполненные Настей, являются для нее маленьким научным открытием. В каждую из работ она вложила много сил, творчества, терпения и всю свою душу. Со слов Насти, исследовательская деятельность – это огромный, иногда непосильный труд, который забирает все свободное время, но в то же время это и удовольствие, которое получаешь, когда работа завершена и оценена по достоинству, это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Как утверждает выпускница, участие в научно-практических конференциях позволило ей проявить свою индивидуальность, дало возможность попробовать свои силы в этом виде работы, применить свои знания на практике, показать публично достигнутый результат.
Безусловно, ученическое исследование не может быть приравнено к исследованию ученого, имеющего как результат научное открытие качественно новых явлений: учащиеся решают проблемы, уже решенные наукой и новые только для них. И пусть ученики совершают восхождение к уже открытым наукой вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений.
Инна Лебедевич, учитель русского языка и литературы Макаровского яслей-сада – средней школы