150 лет назад родился человек, без гениальных изобретений которого немыслимы были бы все дальнейшие успехи в развитии автомобилестроения.
Роберт Бош был по своим политическим взглядам левым, социалистом. Именно за это его не любили нацисты, пытавшиеся вначале перетянуть в свою «коричневую лодку». Но шваб сопротивлялся и попал из-за этого в немилость. А то, что он был приверженцем гуманных идей, доказывает хотя бы такой факт, что в 1905 году на своем предприятии по производству магнето в Штуттгарте он ввел восьмичасовой рабочий день для рабочих и выходные дни по праздникам. Бош активно проявлял заботу о своих рабочих. Его девизом было: «Только довольные рабочие являются хорошими работниками». Он распределял прибыль между работниками, заботился об условиях труда, приобретал самые качественные инструменты и организовал курсы по обучению новичков. Предприятие выросло по количеству занятых на нем рабочих с 1901 по 1912 год с 45 до 4500.
Еще с ранних лет Роберт Бош проявил себя способным мальчиком, имеющим на все свое решительное мнение, за что одноклассники прозвали его «всезнайкой». В 15 лет, согласившись с мнением отца, он решил стать точным механиком. Окрыленный мечтой он сменил много мест учебы и работы, уезжал даже в Америку, пока в 1886 году не основал в Штуттгарте компанию под названием «Мастер-ская точной механики и электротехники». Успехам на производстве не сопутствовало счастье в личной жизни. В 1942 году Роберт Бош умер, не дождавшись распада третьего Рейха и неудавшегося покушения на Гитлера.
Компании Боша принадлежит значительное число инноваций в области производства оборудования для автомобилей. За упоминавшимся уже магнето последовало изобретение в 1902 году свечи зажигания, одиннадцатью годами позднее автомобильной системы освещения Bosch-Licht, состоящей из фар, генератора и реле-регулятора, аккумуляторной батареи, форсунки, топливного фильтра, автомобильного радио (Blaupunkt). В конце 50-х годов была выпущена единая система, состоящая их фар дальнего и ближнего света, сигнальных поворотов, стояночных и парковочных фонарей, а в конце 70-х появилась антиблокировочная система ABS и система бензинового впрыска.
Сергей Хилюта