Образ Вербного воскресенья связан у нас прежде всего с весенним солнцем, с пучками украшенных веточек верб и с предвкушением пасхальных торжеств. История праздника связана со входом Христа в Иерусалим верхом на осле, с чего и начались его крестные страдания.
Иисус Христос двигался со своими учениками из Вифании, где Он воскресил праведного Лазаря, в Иерусалим, для празднования Пасхи. Народ с радостным чувством приветствовал Христа, причем приветствовал его с такой торжественностью, с какой в древние времена на Востоке встречали только царей. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой народ готов был признать в нем Царя, который пришел освободить его. Во времена Христа все земные цари и победители въезжали в Иерусалим на ослах или лошадях, а народ встречал их с криками и взмахами пальмовых веток. Но Христос въезжал на ослике не как победитель или земной царь, а как царь Небесного царства и Победитель греха и смерти. Этот вход символизировал начало Его добровольных страданий ради человеческого рода.
Простые люди устилали дорогу своими одеждами и пальмовыми ветвями и пели хвалебную песню: «Осанна (спасение)! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!», хотя, возможно, те же самые люди уже через неделю будут кричать «Распни, распни Его!».
В Древней Руси вместо пальмовой ветви использовалась верба.
В наше время все храмы в этот день наполнены пестрыми букетами, зеленью, которая первая пробуждается после зимы. Однако нужно помнить, что верба – не главное. Главное — это Христос. Наше внимание следует перенести с вербы на храм и на все, что там в этот день происходит. Верующие, приходя в храм на праздник Входа Господня в Иерусалим, как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках украшенные ветви вербы, цветы и зажженные свечи. Священник читает особую молитву на благословение «ваий».
Обыкновенно после этого вербы, которые молящиеся держат в руках, окропляются святой водой. Часто люди в храме волнуются, попала ли святая вода на принесенные ими веточки, настойчиво требуют окропить их снова и снова. Но мы должны помнить, что освящается верба благодатью Духа Святого (когда читается молитва на освящение), по нашей вере и упованию. Поэтому неважно – попала ли на веточку капелька святой воды или нет: верба все равно освящена.
По традиции освященной вербой в шутку «бьют» детей и взрослых, приговаривая: «Не я б’ю – вярба б’е, за тыдзень Вялікдзень». Освященные веточки хранятся весь год дома возле икон до следующего праздника, а старые – сжигаются.
Хочется пожелать всем верующим в этот день не только радостно встречать Христа, идущего в Иерусалим, но и найти в себе силы стоять рядом с Ним, когда Его будут бить, когда оплюют, когда от него отвернутся почти все и предадут на страшную и мучительную крестную казнь. Тогда Господь сподобит нас встретить Его светлое и славное Воскресение – Пасху.
Иерей Иоанн Потапчик, настоятель храма Рождества
Пресвятой Богородицы аг. Массоляны
На снимке: традиционно к Вербнице (католической и православной) мастер соломоплетения отдела ремесел и традиционной культуры Берестовицкого районного центра культуры и народного творчества Тамара Касьян украшает веточки вербы соломкой, и на ярмарках они пользуются большим спросом. Так было, к примеру, на «Велікодным кірмашы» в Гродно перед католическими праздниками. А в пятницу, 22 апреля, работники отдела приняли участие в региональной благотворительной ярмарке изделий ремесленников «Гродзенскія традыцыі да свята Вялікадня”.
Фото Светланы Гончаровой