Допризывная подготовка: главное — патриотизм

Лента новостей


Давайте поставим вопрос: «А должны ли учащиеся готовиться к службе в Вооруженных Силах?».

Нас столько лет убеждали, что мир коренным образом изменился, стал гуманным и никто ни на кого нападать не собирается. Зачем же нам Вооруженные Силы и тем паче войска МВД? Что по этому поводу скажет «гуманная и просвещенная» Европа? Да и вообще стыдно Беларуси быть милитаризованным государством. Раздавались голоса: «Пусть будет контрактная армия, и достаточно, всеобщая воинская обязанность не нужна, а школьника, итак перегруженного занятиями, незачем готовить к военной службе! Вот в демократических государствах – там все иначе!».

Ну, что иначе – это уж точно, в Израиле, например, там все служат в армии, включая женщин. Сегодня в обществе растет понимание необходимости подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах. Эта мысль, кажется, витает в воздухе и все чаще находит материальное воплощение. Вот только к величайшему сожалению, между пониманием проблемы и её решением громадная дистанция. Да и не вина это белорусской образовательной системы, оставшейся один на один с необходимостью готовить молодежь к службе в армии, а беда.

Что ж эту проблему можно и не решать. Кому нужна допризывная подготовка, Вооруженным Силам? А сами-то они нужны? Да, сегодня, как кому-то, возможно, покажется, и сама армия не нужна. НО ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ОНА ПОНАДОБИТСЯ ЗАВТРА? Боеспособную армию нельзя создать за короткое время. Ее нужно кропотливо создавать еще до того, как в ней возникла необходимость.

Помните, как в 90-е годы под лозунгами о миролюбии и нейтралитете армия сокращалась, новейшая дорогостоящая военная техника резалась на металлолом, в школах закрывались тиры, а прекрасно оборудованные стараниями военруков классы уничтожались. При этом никто не хотел обращать внимания на то, что безопасность государства РЕАЛЬНО НИЧЕМ НЕ ОБЕСПЕЧИВАЛАСЬ! Средства массовой информации вбивали в головы населения миф о том, что нейтральность государства — достаточный фактор, дабы на нас не напали. Как-то само собой забывалось  то, как гражданам этих самых нейтральных государств, захваченных без сопротивления, во второй мировой войне пришлось не только работать на экономику фашизма, но и… воевать на его стороне. История в очередной раз доказала: гарантировать независимость государства может лишь его способность себя защищать. Хотим мы этого или нет, но вся история человечества – это история войн. За все время своего существования люди жили в условиях мира менее одной недели на каждые 100 лет. Только за последние 50 лет в мире более 250 раз вспыхивали локальные войны и вооруженные конфликты.

С сожалением приходится констатировать, что история учит тому, что она ничему не учит, а сама логика развития техногенной человеческой цивилизации,  основанная на агрессивной экономической политике, захвате новых рынков сбыта, борьбе за новые территории и сырьевые ресурсы, априори предполагает войну как средство решения противоречий между государствами. Отсюда снова и снова приходится возвращаться к парадоксальному на первый взгляд выводу Вегеция Флавия: «хочешь жить в мире – готовься к войне». ЕДИНСТВЕННОЙ НАДЕЖНОЙ ГАРАНТИЕЙ МИРА ДЛЯ СТРАНЫ ЯВЛЯЕТСЯ ЕЕ ГОТОВНОСТЬ ДАТЬ ОТПОР АГРЕССОРУ.

Однако, готовясь к будущим войнам, нельзя слепо опираться на опыт предыдущих, пусть даже самых успешных и победоносных сражений. Слишком часто армии и государства готовились к «прошедшим войнам» и… проигрывали новые, которые велись иными методами и средствами и потому оказывались неожиданными. Мир стремительно меняется. В конце ХХ века стало ясно, что глобальные войны уходят в прошлое. Ракетно-ядерная, да и во многом обычная война стали иррациональны, так как они не только не приносят прибыли, но и грозят полным уничтожением человечества. В наше время, воздействуя на разум противника, можно добиться осуществления своих целей, что гораздо выгоднее, чем ввязываться в «большую драку» с непредсказуемыми последствиями. Необходимо признать, что сегодня средства массовой информации являются оружием, эффект которого превышает поражающую силу собственно военных средств. Психологическое воздействие на противника может осуществляться как совместно с применение чисто военных средств, так и как самостоятельный вид боевых действий.

Когда анализируешь вооруженные конфликты ХХ-ХI веков, то выводы получаются неутешительные. Появляется  принципиально новый вид психологической войны, не имеющий еще общепринятого определения. С позволения читателя назовем его – «война против гражданского населения».

Это произошло не вдруг. В любых войнах гибли не только солдаты, но и мирные жители. Однако если во время первой мировой войны потери гражданского населения составили 5% относительно общего числа людских потерь, то в конце 20-го века этот показатель начал стремительно расти. Так, во второй мировой войне он составил 48%, в Корее – 84%, во Вьетнаме – 90%, а в Чечне – 95%. Результаты войн в Афганистане, Югославии, Ираке и Ливане не менее ужасающие. Если проанализировать официальные данные о потерях в Грузино-Осетинском военном конфликте, то можно сделать вывод, что Грузия воевала именно против мирного населения, которое в такой ситуации превращается в «пушечное мясо».

Суть психологической войны состоит в достижении какой-либо страной (или межгосударственным объединением) подавляющего преимущества в информационной сфере. Это позволяет с достаточно высокой степенью достоверности (в явной или скрытой форме) моделировать поведение противника в выгодном для себя направлении.

С этой точки зрения становится понятным, почему в наших школах спешно переписывались учебники истории, а начальная военная подготовка была сокращена до допризывной. При этом военные руководители (офицеры запаса) были заменены преподавателями, имеющими педагогическое образование, но… зачастую даже не служившими в армии.

Нам навязывали мнение о том, что безопасность государства должны обеспечивать профессионалы, а остального населения это вроде бы и не касается.

Да, контрактная армия может принять на себя первый удар противника, но без поддержки своего народа она будет бессильна! В данной ситуации резко возрастает роль войск МВД – как обеспечивающих порядок и стабильность в государстве, однако главным препятствием на пути агрессора должен стать гражданин своей страны, готовый защищать свою Родину, и этому его необходимо учить в мирное время!

Можно ли решить такую проблему без Вооруженных Сил?

Наверное, никому из здравомыслящих людей не придет в голову лечить зубы у сантехника или просить стоматолога ремонтировать кран. Любое дело должен делать именно тот, кто в нем разбирается. На практике же мы все чаще сталкиваемся с тем, что в школах вынуждены давать часы «Допризывной и медицинской подготовки» в дополнительную нагрузку учителям (сюда входят и женщины), знающим армию лишь по телесериалам. Логично возникает вопрос: «Может ли учитель научить ученика тому, чего сам не знает?». Им приходится вначале изучать, а затем преподавать предмет, который готовит к службе в Вооруженных Силах. Ряд тем (особенно такие, как «Строевая подготовка», «Уставы Вооруженных Сил Республики Беларусь», «Военно-медицинская подготовка» и др.) может вызывать определенные трудности. Одновременно при изучении такой тематики, как «Огневая подготовка», «Тактическая подготовка», «Военная топография», «Радиационная, химическая и биологическая защита», «Выживание и деятельность в экстремальных условиях» эти трудности могут стать весьма серьезными. Справится с этой задачей могли бы офицеры запаса, отслужившие в Вооруженных Силах и вышедшие на пенсию, однако… в школах их остается все меньше.

Следующий вопрос: как и к чему надо готовить будущих военнослужащих? Нельзя слепо копировать систему обучения, существовавшую раньше. Многое уже устарело и требует замены. Какие качества у молодежи надо воспитывать? Какие методы и формы применять? Какая материальная база необходима? Ответить на эти вопросы без Министерства обороны – невозможно. Сегодня люди в погонах должны оказать помощь системе образования в ответе на эти вопросы. К сожалению, это не просто большая работа, а – самое главное – работа, рассчитанная на длительную перспективу. Ее конечные результаты не увидишь через день или месяц. Обученные призывники начнут поступать в Вооруженные Силы не раньше, чем через два – четыре года. Отсюда возникает парадоксальная ситуация, когда предмет «Допризывная и медицинская подготовка» необходим для общества в целом, и в то же время конкретные должностные лица в Министерстве обороны в нем не заинтересованы. Для них это просто лишняя головная боль, хлопотная работа, результатов которой они на своих должностях уже не дождутся.

С другой стороны, заинтересованность Министерства образования в улучшении качества подготовки школьников к службе в Вооруженных Силах держится в основном на… патриотизме. Объективно, что школа в первую очередь заинтересована научить ученика тем предметам, которые выносятся на централизованное тестирование. Так как «Допризывная и медицинская подготовка» не входит в этот список и напрямую не влияет на количество поступивших в ВУЗЫ и количество победителей олимпиад, то автоматически она попадает в разряд второстепенных предметов. Тем не менее, Министерство образования прикладывает усилия для решения данной проблемы, но сталкивается с целым рядом трудностей.

Требуется дополнительное (это во время мирового финансового кризиса!) финансирование данного предмета. Надо заново создать в школе учебно-материальную базу, в том числе учебно-методические кабинеты допризывной подготовки, наконец, ученику надо предоставить возможность научиться стрелять. Для этого необходимо, пусть даже в одном учебном заведении на район, восстановить стрелковые тиры. Однако для преподавания «Допризывной и медицинской подготовки» мало просто создать материальную базу, необходимо решить проблему возвращения в школу офицеров запаса, от которых в свое время так эффективно избавились. Что ж – ломать всегда легче, нежели строить, однако «время собирать камни», видимо, пришло. Необходимо привлечь военные комиссариаты к подбору и назначению уже не преподавателей, а «военных руководителей» из числа офицеров запаса. При этом, для их привлечения придется решать и такой вопрос, как оплату труда военных руководителей. Надо учитывать то, что на изучение данного курса отводится один час в неделю, а ставка преподавателя составляет 18 часов нагрузки в неделю. В большинстве наших школ для преподавателя такую нагрузку выполнить не реально. В результате для предмета «Допризывная и медицинская подготовка» найти преподавателей становится проблематичным. Отсюда возникает вопрос необходимости уменьшения часов нагрузки на ставку военного руководителя, а службу офицера в Вооруженных Силах необходимо засчитывать в педагогический стаж. Разумеется, потребуется некоторое увеличение расходов на оплату труда военных руководителей, однако это является одним из необходимых условий для привлечения в школу офицеров запаса. Необходимо помнить, что в данном случае речь идет о безопасности государства.

Данная тематика вообще требует глубокого осмысления и создания документа, законодательно закрепляющего основные положения преподавания «Допризывной и медицинской подготовки». Осуществление всего вышеизложенного позволит рассчитывать на реальное улучшение качества обучения и воспитания молодежи.

Сегодня само наличие боеспособной, проникнутой патриотизмом армии, готовой идти до конца и культурное единство народа являются факторами, обеспечивающими национальную безопасность.

Военно-патриотические классы и спортивно-патриотические лагеря, предмет «Допризывная и медицинская подготовка» должны не только готовить к службе в Вооруженных Силах, но и быть воспитательным центром для всех учащихся школы. Воспитывать патриотизм, который является надежной защитой независимости любого государства. Если мы хотим правильно и эффективно организовать подготовку молодежи, то здесь необходима совместная работа не одного Министерства образования, но и всех силовых структур и в первую очередь, Министерства обороны.

Сергей Гамолко, подполковник запаса



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *