Общеизвестно, что здоровье человека – это величайшая ценность. Здоровье надо иметь. Им надо гордиться. О нем надо заботиться. О здоровье надо знать и желать его. Только здоровый человек по-настоящему счастлив и чувствует себя гармонично. Еще древний философ Авиценна утверждал, что «главным сокровищем жизни являются не земли, которые ты завоевал, не богатства, которые у тебя в сундуках… Главным сокровищем жизни является здоровье, и чтобы его сохранить, надо многое знать». Этим сокровищем надо не бездумно распоряжаться, а ценить и беречь. Поэтому культуру бережного отношения к здоровью надо воспитывать с детства.
Именно воспитание ценностного отношения к своему здоровью, популяризация двигательной активности в противовес душевной апатии и физическому бездействию лежит в основе организации Дней здоровья в рамках школьной субботы в Олекшицкой СШ. Согласитесь, что с вредными привычками, физическим равнодушием и бездействием нельзя бороться репрессивными методами: запретить и наказать! Бездумные поступки и привычки и появляются у детей главным образом из-за неумения себя занять, красиво, с пользой проводить свой досуг. Шестой школьный день имеет уникальные возможности, чтобы обеспечить учащимся активную внеурочную занятость, чтобы помочь им выбрать вариант именно «красивого» отдыха.
В школе не спорят с правом выбора ученика: в субботний день, конечно, ребенок может остаться дома. Если его не ждет в школе интересное дело, увлекательное мероприятие, требующее его участия! Например, День здоровья, который давно вошел в активную практику. Всем известно, что вторая суббота месяца – это день двигательной активности, который будет проводиться или в спортзале, или на стадионе, или па спортплощадке, или на катке, или в школьном холле, или на заснеженной улице. В этот день проводятся всевозможные игровые программы, спортландии для младших школьников, соревнования по игровым видам спорта для старшеклассников, дружеские спортивные встречи. Это, конечно, увлекает, но не всех.
Тогда совместно мы решили, что День здоровья надо как-то разнообразить, чтобы привлечь к нему как можно больше детей. Не заставить прийти в субботу, а именно привлечь, заинтересовать, создать интригу!
Так родилась идея проведения тематических Дней здоровья! И сегодня они пользуются особой популярностью у всего коллектива школы: и педагогического, и ученического, и родительского. Например, конкурс спортивных танцев «Танцпол», смотр спортивных этюдов «Гимнастический микс», конкурс физкультминуток «Если нравится тебе, то делай так», конкурс комплексов утренней зарядки «На зарядку стройся в ряд!», смотр мини-программ для организации подвижных переменок «Я здоровье берегу, сам себе я помогу», конкурс аэробики «Грация», спортивный флеш-моб «Ритмик-шоу», конкурс спортивно-акробатических пирамид «Физкульт-привет! Физкульт-ура!»
Особенность этим мероприятий заключается в том, что они требуют предварительной подготовки, обязательного участия большого количества учащихся, контроля и помощи со стороны классного руководителя или родителей, потому что классным коллективам свое представление надо «сотворить», а в субботу достойно презентовать перед школой. Особенность этих мероприятий заключается еще и в том, что, учитывая, конечно, возрастные особенности и возможности детей, участвуют все классы: от 1 по 11. Других воспитательных дел на эту неделю можно не планировать, потому что она заполнена всеобщей подготовкой, всеобщим спортивным духом, всеобщим движением и …интригой.
Удивительно интересно наблюдать за школой в это время. Все классы целую неделю представляют прекрасное единое действо! А что может быть приятнее: школа занята, школа кипит, школа творит и действует! Ребята готовятся и репетируют везде: в спортзале, в кабинетах, на коридорах – где у кого есть возможность. 9 класс, чаще всего, «забивает» спортзал: он самый многочисленный. Начальные классы, тщательно закрывшись, «топают» у себя в классах. Подростки среднего звена, уловив любой подходящий момент, репетируют в коридоре. Старшеклассники (так отрадно!), несмотря на свою «предтестировочную» занятость, соблюдая полнейшую тайну, собираются в вечернее время. Уникальный воспитательный эффект!
Суббота представляет особый праздник! Собираются дети, педагоги, родители, выпускники школы. Сценарий выступлений составляется заранее. А когда начинается само представление, то испытываешь особое чувство удовлетворения. Почему? Все стараются так, что выделить лучшего проблематично. Да это и не нужно! Выпускники совсем не зазнаются и не пасуют, представляя свое зрелище, а потом с удовольствием приветствуют малышей. Малыши совершенно серьезно подходят к делу и очень волнуются, но, видя, как тепло их поддерживают, довольно гармонично, по-детски непосредственно выполняют свой этюд. Классные руководители и родители искренне переживают за своих воспитанников, поэтому готовы сами выйти на подиум.
Что это дает? Такой День здоровья и подготовка к нему совершенствует двигательную активность, презентует различные воспитательные формы здоровьесбережения, обеспечивает «красивую» субботнюю занятость, когда в школу хочется… А еще такая коллективная форма сплачивает школьное общежитие, стирая преграды между первоклассниками и выпускниками, подростками и педагогами, мальчишками и девчонками. Все эмоционально едины! Все в едином спортивном порыве! И скажите, что это не уникальное воспитательное воздействие! А положительные эмоции, как известно, нормализуют многие функции организма, обладают сильным антистрессовым действием, помогают сохранить бодрость и жизнерадостность.
Жизнь сегодня показывает, что в век стрессов и неврозов, агрессивности и равнодушия, социальных болезней и экологически неблагополучных условий существования кроме потенциала физического воспитания возникает насущная потребность формирования культуры здоровья детей и молодежи. Нам кажется, что решать эту проблему возможно и нужно, например, использованием разнообразных форм двигательной активности, в том числе и в рамках шестого школьного дня.
Светлана Курило, заместитель директора по воспитательной работе Олекшицкой средней школы