Коррупция сегодня в той или иной степени существует во всех странах мира и пока ни одному государству не удалось полностью решить эту проблему. Нет необходимости доказывать, что преступления, совершаемые должностными лицами и особенно с коррупционной направленностью, причиняют существенный вред авторитету государственной власти, препятствуют нормальному функционированию органов государственной власти и управления, подрывают доверие граждан к властным структурам.
В связи с этим борьба с коррупцией является центральным звеном внутренней политики нашего государства.
Создана соответствующая законодательная база, определяющая систему мер и принципы борьбы с коррупцией, конкретные мероприятия и механизмы по противодействию этому негативному явлению.
Основным документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в нашей стране, является Закон «О борьбе с коррупцией».
Согласно ст. 20 Закона к правонарушениям, создающим условия для коррупции, которые могут быть совершены только государственным должностным лицом, относятся:
— вмешательство с использованием своих служебных полномочий в деятельность иных государственных органов и других организаций, если это не входит в круг его полномочий и не основано на законодательном акте Республики Беларусь;
— оказание при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;
— участие в качестве поверенного третьих лиц в делах организации, в которой он состоит на службе, либо подчиненной или подконтрольной ей иной организации;
— нарушение в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами Республики Беларусь порядка рассмотрения обращений физических или юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию.
К правонарушениям, которые могут быть совершены как государственным должностным лицом, так и лицом, приравненным к нему, относятся:
— использование служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной деятельностью;
— использование в личных, групповых и иных внеслужебных интересах информации, содержащей сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, полученной при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей;
— отказ в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено законодательством, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации;
— требование от физических или юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено законодательством;
— создание препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;
— делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотрено законодательными актами;
— нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов, установленного законодательством;
— требование предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение порядка ее предоставления и использования, установленного законодательством.
Любое из указанных действий или бездействие государственного должностного лица либо лица, приравненного к нему, может спровоцировать их подкуп. И даже если сам факт подкупа не будет доказан, у соответствующих органов будет основание наказать лицо за правонарушение, создающее условия для коррупции. Поэтому Закон предусматривает необходимость установления за эти деяния дисциплинарной или административной ответственности. Это будет способствовать минимизации предпосылок для коррупционных проявлений.
В настоящее время утвержден перечень коррупционных преступлений, состоящий из 10 статей Уголовного Кодекса:
— Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями.
— Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий.
— Злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности.
— Бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности .
— Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.
— Незаконное участие в предпринимательской деятельности.
— Получение взятки.
— Дача взятки.
— Посредничество во взятке.
— Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности.
Анализ состояния преступности показывает, что коррупционным проявлениям подвержены в той или иной степени практически все отрасли и сферы деятельности.
Дмитрий Овсеец,
заместитель прокурора
Берестовицкого района,
младший советник юстиции
Разъясните, пожалуйста, относится ли к коррупционным преступлениям умышленное сокрытие должностным лицом правоохранительного органа преступных действий, подпадающих под статьи УК РБ, о которых ему было сообщено лично с предъявлением вещественных доказательств?