В рамках проведения Дня потребителя, который пройдет в Республике Беларусь под девизом «Защита прав потребителей в эпоху умных технологий», 15 марта 2019 г. с 10:00 до 12:00 в Берестовицком райисполкоме будет организована работа «горячей линии» по вопросам потребительской тематики. На вопросы обратившихся потребителей по телефону 2-13-51 ответит начальник отдела экономики Атарик Снежана Михайловна 2-13-51.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» ежегодно 15 марта в стране отмечается День потребителя.
В 2019 году темой праздника выбрана «Защита прав потребителей в эпоху умных технологий».
Все активнее в современных условиях используются цифровые технологии, которые изменяют характер многих услуг и продуктов. Так, уже привычными для граждан стали услуги по обеспечению онлайн-оплаты покупок товаров, услуг ЖКУ, мобильной связи, Интернета, железнодорожных и авиабилетов и т.д. В этой связи особое внимание необходимо уделять обеспечению прав потребителей на свободу выбора товара (работы, услуги) и на получение четкой и достоверной информации о товарах (работах, услугах), исполнителях, продавцах, представленной в понятной форме, для принятия потребителями обоснованных решений относительно покупки товаров, заказа и оплаты работ, услуг с использованием цифровых технологий. Потребителям должно быть понятно, кто именно несет ответственность в каждой точке цепи поставки товара и в дальнейшем в течение всего срока использования. От доверия и безопасности потребителей зависит успешность развития цифровой экономики.
Согласно законодательству, потребитель имеет возможность защищать свои потребительские права и интересы через органы государственной власти и управления, специально уполномоченные на то органы, вышестоящие организации и суд.
В Берестовицком райисполкоме уполномоченный по защите прав потребителей – начальник отдела экономики Снежана Атарик, которая рассматривает обращения, заявления и жалобы потребителей, а также консультирует население по вопросам защиты прав потребителей.
Следует отметить, что с развитием информационных технологий подавляющее большинство жалоб от потребителей поступает по вопросам приобретения товаров ненадлежащего качества в интернет-магазинах. Самыми популярными товарами, проданными через интернет-магазины, являются технически сложные товары (мобильные телефоны, ноутбуки и т.д.). Проблемные вопросы при защите прав потребителей: отсутствие кассовых чеков, подтверждающих факт продажи товара; продажа восстановленных мобильных устройств под видом новых; невозможность связаться с продавцом после продажи; отсутствие продавца (исполнителя) по месту регистрации и т.д.
Типичные нарушения законодательства о защите прав потребителей и рекламе при осуществлении интернет-торговли https://mart.gov.by/files/live/sites/mart/files/documents/