На протяжении августа долгота дня в наших широтах сокращается на целых два часа, и с каждым днем все больше чувствуется приближение осени. Люди поэтической натуры называют эту пору года часто «золотой», а те, кто призван обеспечивать безопасность на дорогах, придумали свой термин – «черная осень». Именно с приближением осени, как свидетельствует статистика, количество дорожно-транспортных происшествий резко возрастает.
— Начиная с августа, — говорит начальник ОГАИ Берестовицкого РОВД Юрий Красовский, — наши сотрудники активизируют разъяснительную работу среди пешеходов, велосипедистов, возчиков гужевых повозок о необходимости передвижения по дорогам в темное время суток со световозвращающими элементами. – В это время мы проводим также традиционную акцию по безвозмездному оснащению велосипедов и гужевых повозок такими элементами. И, конечно, более пристальное внимание уделяем соблюдению установленных правил всеми участниками дорожного движения.
Причин всплеска аварийности в этот период специалисты видят несколько. Среди них называют, в частности, физиологические особенности человека. Укорочение светового дня неизбежно вносит изменения в организм каждого. Как известно, самым главным источником получения человеком информации о происходящем вокруг является зрение. Темнота же оказывает угнетающее воздействие. Чтобы в ней что-то рассмотреть, нужны определенные усилия. Если дорога плохо видна, можно допустить серьезную ошибку в оценке расстояния, которое ночью кажется большим, чем на самом деле, или скорости, которая воспринимается меньшей, чем в действительности. А предметы, хорошо видимые днем, с сумерками меняют цвета, оттенки, становятся едва различимыми.
Но самой большой проблемой, пожалуй, является нередко непонимание пешими участниками дорожного движения либо велосипедистами при передвижении по дорогам в темное время суток всей серьезности ситуации, в ряде случаев их безответственное отношение к своей собственной безопасности. Движущийся по дороге пешеход полагает, что в свете фар водитель его должен хорошо видеть. В реальности все гораздо сложнее. Порой человек на проезжей части становится заметным, когда тормозить, маневрировать уже поздно и наезд становится неизбежным. Примерно 60 процентов пешеходов погибает именно осенью.
Для сидящего за рулем эта проблема осложняется еще слепящим светом фар от встречного потока автомобилей. Эксперименты, проведенные специалистами в области дорожного движения, показывают, что идущий в темноте по проезжей части человек становится видимым для автомобилиста в лучшем случае за 25-30 метров. Это расстояние при скорости движения 90 км/ч автомобиль проходит приблизительно за одну секунду, что слишком мало времени для принятия каких-либо мер. Даже при скорости 50 км/ч тормозной путь автомобиля, как правило, превышает такое расстояние. Только обозначенный световозвращателем пешеход становится видимым для водителя на расстоянии от 130 до 400 метров. А у водителя появляется возможность своевременно увидеть в темноте человека и предпринять меры во избежание наезда.
В ГАИ напоминают, что за нарушение Правил дорожного движения пешеходами и велосипедистами предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от одной до трех базовых величин. Если же пеший участник в момент совершения правонарушения или велосипедист находится в состоянии опьянения, штраф возрастает до пяти базовых величин. Сотрудники Госавтоинспекции также настоятельно советуют заранее обзавестись фликерами тем, у кого их нет. Ведь несколько тысяч рублей, потраченных на их приобретение, ни в какое сравнение не идут с ценой жизни.
Сергей Хилюта