Казалось бы, что еще можно сообщить детям про ВИЧ и СПИД, когда есть большое количество информации в интернете, литературе, телевидении? Каким образом заинтересовать их этой жизненно важной проблемой? В Олекшицкой школе нашли выход, выбрав нестандартный подход в рамках тематической Недели «Фактор риск – необдуманный поступок» – «погрузиться» в состояние людей, имеющих страшный диагноз.
В школе убеждены: чтобы уберечь учащихся от необдуманных поступков, надо показать альтернативу бездумному времяпрепровождению. Бесспорно, эта альтернатива – здоровый образ жизни, формироваться который должен с детства, чтобы после перерасти в привычку. Этому и способствовали проведенные в начальных классах игра-путешествие «О здоровье, играя», конкурсная программа «Здоровый я – здоровая семья», подвижная площадка «Игровой переполох».
Первоочередной задачей таких мероприятий было научить подростков толерантному отношению к людям, которые имеют диагноз ВИЧ и СПИД. Например, если раньше диагноз таких людей имел формулировки «спидозный», «спидозник», «ВИЧ инфицированный», то теперь в обществе стараются говорить «человек с диагнозом ВИЧ (СПИД)», «человек, который болеет ВИЧ (СПИД). Таким образом делается упор на то, что в первую очередь это ЧЕЛОВЕК, а только потом выделяется его болезнь. Так можно перефразировать в более толерантные высказывания и другие категории больных: ЧЕЛОВЕК с синдромом дауна, ЧЕЛОВЕК с инвалидностью, ЧЕЛОВЕК, который болеет астмой, ЧЕЛОВЕК, который зависим от наркотиков. Данное упражнение способствует уменьшению стигматизации к людям с различными заболеваниями.
Преодолению психологических барьеров способствовало обсуждение и осознание практических ситуаций. Старшеклассники отвечали на сложные вопросы, которые казались взрослыми. Для актуализации мыслительных процессов дети забрасывались в непривычные, провокационные ситуации: позволили бы вы присматривать за своими детьми, больными родственниками людям, которые имеют диагноз? можно ли людям, которые инфицированы ВИЧ вступать в половые отношения? должно ли государство проводить обязательную проверку иммигрантов на наличие ВИЧ (СПИД)? должно ли государство отказывать в визах иностранцам, которые инфицированы ВИЧ? если бы вы заразились ВИЧ-инфекцией, обратились бы вы за медицинской помощью, чтобы продлить собственную жизнь, зная, что СПИД неизлечим? какой профессиональной деятельностью стоит запретить заниматься людям с ВИЧ (СПИД) и стоит ли вообще запрещать? каким образом в обществе относятся к людям с ВИЧ-инфекцией, имеются ли какие-то негативные предубеждения к ним? считаете ли Вы, что врачи имеют право информировать других лиц о том, инфицирован их пациент или нет? Например, должен ли врач информировать администрацию учебного заведения о том, что учащийся ВИЧ-инфицирован? Должны ли тренеры знать о наличии вируса у спортсмена? Эти вопросы помогли понять учащимся многочисленные психологические, социальные, нравственные проблемы, с которыми постоянно сталкиваются люди с ВИЧ (СПИД).
Кульминацией недели профилактики стал субботний открытый диалог «Не торопись верить и любить». Задача этой встречи состояла в том, чтобы показать несовершеннолетним, что жизнь прекрасна во всех ее проявлениях. Но она постоянно испытывает человека, создавая ему ситуации выбора. Иногда этот выбор прост и понятен, иногда другие помогут его сделать, а иногда он граничит с жизнью и смертью. Хотелось бы надеяться, что профилактическая неделя «Фактор риска – необдуманный поступок» поможет нашим учащимся в жизни. И пусть их жизненный выбор всегда будет прост и понятен, а не граничит со смертельной опасностью.
Иван Бенедисюк, педагог-психолог Олекшицкой СШ