Номера экстренных служб всем нам хорошо знакомы с детства. Но если еще в не так далекие времена за оперативной помощью обращались в случае крайней необходимости, то с развитием мобильной связи набрать 103 можно в любое время и в любом месте. Только, как показывает практика работы отделения скорой помощи Берестовицкой ЦРБ, некоторые из таких звонков, поступающих на пульт дежурного, оказываются безосновательными. Что все-таки должен знать тот, кто набирает номер 103?
О том, что некоторые из наших сограждан не привыкли ценить социальные блага, которые не оплачиваются из собственного кошелька – факт известный. За примером далеко ходить не нужно: несколько дней или недель болит нога, на обследование в поликлинику пациент не идет, а в конце концов «вспоминает» о существовании скорой помощи. Приезжая на такой вызов, фельдшеры лишь временно снимают симптомы ухудшения самочувствия, но никак не ставят диагноз и не выявляют причину заболевания.
– Количество необоснованных вызовов, к сожалению, увеличивается, – комментирует ситуацию заместитель главного врача по медицинской части Берестовицкой ЦРБ Янина Скрундевская. – В прошлом году бригада скорой помощи 25 раз выезжала на место вызова безосновательно. И в первую очередь за счет пациентов с хроническими заболеваниями, которые должны регулярно посещать участкового врача, принимать назначенное лечение и выполнять рекомендации по здоровому образу жизни.
К слову, это не самая страшная причина, по которой количество необоснованных вызовов «неотложки» увеличивается. Куда печальнее, когда одинокие пожилые люди, которые в лице медработников видят собеседников или консультантов, набирают 103, чтобы вызвать фельдшеров пообщаться, а заодно и давление измерить. Или когда трудоспособная женщина вчера с алкоголем перебрала, сегодня добавила, на работу не пошла, и чтобы закрыть прогул, вызывает «скорую» на дом. Мол, больничный откроют и проблем как не бывало. Однако прогадала. Как оказалось, медработники скорой помощи ни листов нетрудоспособности не выдают, ни рецептов на лекарства не выписывают и лечения не назначают.
Те, кто ради таких случаев набирают 103 и просят как можно скорее прислать медиков, вряд ли знают, что каждая поездка обходится государству примерно в 50 рублей. Умножаем эту сумму на количество необоснованных вызовов и получаем внушительный ущерб. Кто его возместит?
– Скорая медицинская помощь – это подразделение, которое оказывает именно скорую и неотложную помощь, – подчеркивает Янина Яновна. – И действительно есть категории вызовов, к примеру, экстренные (травмы в дорожно-транспортных авариях, ожоги) или срочные (нарушения сердечного ритма, двигательной активности, отравления, переломы), когда промедление может привести к смерти. А выезжая на неотложный вызов (в случаях изменения артериального давления, повышения температуры), мы не решаем проблему, а отвлекаемся от действительно экстренной и срочной работы. Поэтому чаще всего, если такой вызов поступает во время работы поликлиники или врачебных амбулаторий, стараемся к пациенту направить участкового врача.
– Янина Яновна, тогда как же разобраться, в каких случаях действительно требуется неотложная медицинская помощь, а вызов не будет признан необоснованным?
– В доме всегда должна быть аптечка с набором необходимых лекарственных средств для снятия боли, температуры, снижения давления, симптомов простуды, а также препаратов, рекомендованных доктором при определенных хронических заболеваниях. Если человек начинает чувствовать, что его самочувствие ухудшилось, нужно измерить давление или температуру, принять соответствующие таблетки, выждать определенное время и понаблюдать за своим состоянием. И если после этого оно не улучшается, а ухудшается, в такой ситуации нужно без сомнения звонить по телефону 103.
Поэтому, дорогие читатели, прежде, чем вызывать «скорую», задумайтесь, действительно ли вы нуждаетесь в спасении? И не страдает ли в этот момент тот, кому нужна экстренная или срочная помощь?
Елена Карпук