Разновозрастная группа в учреждении дошкольного образования – это своеобразный живой социальный организм. В основу его положен принцип большой семьи, где у каждого ребёнка есть возможность занимать разные позиции и приобретать жизненный опыт выстраивания отношений. Пробуя себя в разных ролях — старшего и младшего, находясь среди детей разных возрастов, учась у другого, более старшего, ребёнок гармонично переживает своё взросление: глядя на малышей, он может видеть, каким был он раньше; на примере старших он понимает, каким будет через год. При организации работы разновозрастной группы следует помнить, что каждый ребёнок изначально уникален, обладает особой индивидуальность
Достигается это через организацию предметно-развив
— игровая развивающая среда в группе должна формироваться с учётом всех возрастных групп;
-игровая среда должна быть максимальна, безопасна, чтобы подгруппы детей могли играть самостоятельно, не мешая занятиям других детей;
— в группе должно быть достаточно места для развёртывания коллективных игр;
— на занятиях изобразительного искусства целесообразно использовать коллективные работы детей, когда задание даётся нескольким детям или всей группе. При этом задание диффиринцируются по уровню сложности. Например, при выполнении общей аппликации на тему « Осень» дети старшей подгруппы вырезают из бумаги и наклеивают деревья, улетающих птиц, а младшая подгруппа на той же композиции создают аппликацию из готовых деталей: облака в небе, домики и т.д., а дети старшей подгруппы помогают им наклеивать.
— расписание занятий составлять так, чтобы максимально задействовать специалистов (музыкального руководителя, руководителя физвоспитания, учителя-дефектол
Очевидно, что работа в разновозрастной группе сложна и многогранна. Она требует от педагога виртуозности, глубокого знания программного и методического материала, предназначенного образовательной программой для каждой возрастной группы, что, безусловно, будет способствовать разностороннему развитию дошкольников, обеспечению равных возможностей для получения ими качественного дошкольного образования.
Татьяна Гольцева, воспитатель разновозрастной группы
Массолянского-яс