Большая Берестовица — городской поселок с 500-летней историей. Место уникальное.Его прошлое теряется в древних преданиях, достоверность которых проверить сейчас крайне сложно. Но что удивительно: все эти истории хорошо заканчиваются и сулят современным жителям горпоселка любовь и достаток. По одной из легенд, поселение в этом месте заложили влюбленные Берест и Тавица, нашедшие здесь счастье после побега от противившихся их отношениям родителей. Также говорят, что в местном костеле было захоронено сердце храброго короля Яна Кароля Ходкевича, разгромившего шведское войско, и смутная белесая фигура, что появляется в этом храме в день его рождения, прочит увидевшим ее здоровье и благополучие. А красная белка на гербе Большой Берестовицы символизирует трудолюбие и богатство. Наверное, поэтому и щедра эта земля на людей, которые любят родной край, строят крепкие семьи и не боятся работы, рассказывает корреспондент СБ.
От «Винта»
Более десяти лет в Большой Берестовице работает народное любительское объединение «Винт». Дети и взрослые здесь создают и испытывают модели радиоуправляемых самолетов, вертолетов, кораблей, машин, роботов. Идейный вдохновитель этого коллектива — Александр Внукович — в прошлом участковый инспектор инспекции по делам несовершеннолетних. Своему увлечению творческим моделированием Александр Вацлавович не изменяет с первого класса школы, когда впервые попал на занятия кружка авиа- и судомоделирования в местном Дворце пионеров. А 20 лет назад сумел организовать единомышленников.
— Первое время мы собирались у меня дома. Позже райисполком помог с помещением для мастерской. Сегодня в нашем объединении около 30 участников. Возрастная разбежка — от 10 до 60 лет. Работаем, кстати, на уникальных станках — нашей собственной рационализаторской разработке.
Раньше специализировались на создании авиамоделей. Смогли сделать беспилотники, которые самостоятельно взлетают, совершают полет по заданной траектории, производят видеосъемку и заходят на посадку.
Пару месяцев назад любители радиоуправляемой техники увлеклись созданием роботов и уже добились определенных успехов. Они передвигаются, определяют препятствия. Благодаря 3D-принтеру им можно придавать сложную форму. Например, сегодня в «Винте» делают робота-«многоножку», который сможет передвигаться в ограниченном пространстве по пересеченной местности.
Александр Внукович уверен: возможности техники в наше время ограничены только высотой полета творческой мысли. В подтверждение он демонстрирует очки виртуальной реальности, которые местные умельцы смастерили много лет назад, задолго до того, как в интернете появилась инструкция по их изготовлению. Берестовицким энтузиастам достаточно было только узнать о существовании этой новинки, как они сразу же приступили к ее изготовлению. Сами придумали дизайн, техническое решение — и ведь получилось. Сейчас эти очки используются для создания эффекта виртуального присутствия у человека, управляющего оснащенными видеокамерами моделями.
Но главная награда для любого изобретателя и рационализатора — это прикладное применение его идеи. Александр Вацлавович уверен в том, что разработки его объединения могут быть полезными в разных отраслях. Например, небольшой наземный робот может «обходить» поля и контролировать всхожесть и качество посевов, а плавающую модель можно задействовать, например, в рыбных хозяйствах. Не говоря уже о летающих беспилотниках, способных за минуту показать обстановку на площади в десятки километров.
Краски на битом стекле
Полотна, создаваемые учителем художественных дисциплин Пограничного филиала ГУО «Берестовицкая детская школа искусств» Натальей Железовской, лучше рассматривать в солнечный день либо в крайнем случае с включенным электрическим светильником. Тогда обычный с виду пейзаж, портрет или натюрморт оживает брызгами бликов, которые разноцветными крупинками света заливают всю комнату. Дело в том, что свои картины Наталья пишет на стекле, дополняя красочные образы объемными элементами из сверкающих осколков.
В агрогородок Пограничный, практически на самой западной окраине страны у границы с Польшей, Наталья была направлена по распределению после окончания Гродненского государственного колледжа искусств. Здесь она обучала детей тонкостям художественного мастерства. Но душа требовала выхода для собственной творческой энергии. Пробовалась и в традиционной живописи, и в нестандартных техниках. Однажды в доме разбилось окно — и Наталья увидела, как солнечный свет, проходя сквозь скол, расслаивается на радужное многоцветье. Под впечатлением она создала свою первую картину со стеклом — натюрморт с подсолнухами. Теперь этот материал в своих работах она применяет постоянно.
— Было всякое. И руки резала не один раз. Потом пришел опыт, начала работать в перчатках, пользоваться специальными пинцетами, ложечками, черпачками. Для создания рельефа из изогнутых осколков применяю клей ПВА. Убедилась: клеит намертво. Наношу в основном витражные краски и специальные контуры. Очень выразительно из битого стекла получается штормовое море. Недавно решилась на эксперимент — это будет большая панорама ночного Нью-Йорка, на которой небоскребы выполнены из небольших целых стеклянных флакончиков из-под духов: квадратных, круглых, длинных, пузатеньких — самых разных.
Стекло — материал неподатливый. Существуют, конечно, специальные горелки, которыми можно придавать ему нужную форму, но Наталья такими не пользуется. Выбирает подходящие кусочки с натуральными сколами — пусть выглядят неидеально, но лучше играют на свету и быстрее находят отклик в душе у зрителя.
Сложностей с материалом для работы у Натальи Железовской не бывает. Многие не только в агрогородке, но и в других поселках района знают о ее увлечении и постоянно пополняют запасы битого стекла. Кстати, хранит его художница дома на чердаке. Она уверена, что там уже скопилось не менее двух тонн разбитых бутылок, банок, хрустальных ваз и пластин старых оконных стекол, которые применяются в качестве холста. Рабочего материала много. Остается только брать краски с клеем в руки — и творить.
Стопроцентная элита
Гордость Берестовицкого района — местные сельскохозяйственные предприятия. Все они работают успешно, собственным примером доказывая, что аграрный комплекс может быть прибыльным, а труд в этой отрасли достоин хорошей оплаты. Но успех сельхозпроизводства, как, впрочем, и любого другого, невозможен без крепких специалистов, требовательных к себе и самоотверженно любящих свою работу.
Таких, как Ян Эйсмонт, техник по искусственному осеменению РСУП «Олекшицы». Он трудится на предприятии уже 29 лет. За эти годы благодаря его стараниям на свет появилось более 30 тысяч элитных телят. Высокий профессионализм и преданность своему делу оценены по достоинству: работник был награжден медалью «За трудовые заслуги».
Ян Матеушевич родом из этих мест. По молодости уехал в Гродно, выбрав вуз, в который поступить было полегче, — аграрный университет. Рассчитывал, получив высшее образование, найти себе работу в городе. Жену выбрал городскую и был уверен, что всю оставшуюся жизнь проведет в областном центре. Но судьба распорядилась иначе. Когда у молодой семьи начались проблемы, на выручку пришло родное хозяйство. Обеспечили хорошей работой, предоставили прекрасное жилье.
— Сегодня в зоне моего внимания находится более тысячи единиц крупного рогатого скота. Для меня важно не только выполнить весь немалый объем работы, но и сделать это хорошо, с определенной долей педантизма. Наши «Олекшицы» — единственное в районе племенное предприятие, которое продает бычков в другие хозяйства. Для того чтобы поддерживать высокий статус, необходимо четко отслеживать применение генетического материала. Результаты проверяются на республиканском уровне, поэтому ошибок быть не должно. Все годы, пока я этим занимаюсь, генетическая экспертиза показывала стопроцентное совпадение.
К тому же около десяти лет назад РСУП «Олекшицы» приступило к выращиванию крупного рогатого скота элитных пород для получения мраморного мяса. Воспроизводство этих дорогостоящих пород — большая ответственность. И лежит она на Яне Эйсмонте. Но он с готовностью берет на себя любые обязательства.
— Зарплата у меня отличная, — рассказывает Ян Матеушевич. — Хозяйство сначала выделило квартиру, потом дом. Я его уже выкупил, стал полноправным хозяином собственного жилья.
Картина маслом
Запах свежей выпечки, разбухающие и покрывающиеся в печи глянцевым румянцем булочки, послушно украшающий поверхность торта мягкий масляный крем… Однажды в юности попав на кондитерское производство, Елена Отока поняла, что именно в этом ее призвание — и не изменяла ему никогда.
Елена Митрофановна родом из небольшой деревни в Беловежской пуще. После окончания школы она дважды пыталась переехать на учебу в город, но оба раза молоденькой сельской девушке становилось неуютно от непривычной суеты — возвращалась. Дома она устроилась на работу поваром в школьную столовую.
— Мне было 16 лет, никогда до этого готовить не приходилось, — вспоминает Елена Митрофановна. — Но никаких трудностей в освоении профессии я не испытала — все получалось как будто само собой. Спустя пару месяцев основной повар уехала жить к дочери на Север, и я осталась на школьной кухне за главную.
Способную девушку заметили. Сначала перевели в колхозную столовую, позже она с мужем переехала в Берестовицкий район и поступила на работу в столовую, где в ее обязанности входило приготовление пирожков. По соседству находился кондитерский цех. Елену тянуло туда с невероятной силой — хотя бы просто посмотреть. Отработав свою смену, шла к кондитерам — готова была часами наблюдать за их работой. Когда в цехе открылась вакансия, она предложила свою кандидатуру и получила от руководства согласие на перевод.
— В те времена конкретных шаблонов по украшению кондитерских изделий не было, поэтому у меня была возможность творить, — делится Елена Отока. — Я в школе много и хорошо рисовала, вот и пригодились навыки. Старалась каждый тортик сделать особенным, искала новые художественные подходы. Хорошо помню попавший в руки иностранный журнал с инструкцией по приготовлению тортиков в виде животных — они выпекались в специальных формах. А я делала круглые коржи и вырезала из них. Изготавливала и многоярусный торт — вот где пришлось поработать над украшением!
Сегодня имя кондитера шестого разряда Берестовицкого филиала Гродненского облпотребобщества Елены Отоки внесено в Книгу славы Гродненщины. Ее рабочая смена проходит… ночью, чтобы к утру у жителей района всегда была на столе вкусная свежая выпечка.
Конечно, сейчас многое в кондитерском производстве регламентировано строгими нормами — все реже идет в ход импровизация. Но даже в стандартные булочки, пироги и печенье Елена Митрофановна вкладывает тепло души, любовь к своему делу. И люди это чувствуют.
Творческая мастерская
У многих из нас уроки труда сохранились в памяти как место, где можно забыть о прилежно сложенных на парте руках, тетрадках с досадными ошибками, доводящего до холодного пота оглашения оценок за самостоятельную работу. В кабинете труда окунались в атмосферу творчества и наблюдали за тем, как в собственных руках обычный материал превращается в полезную и красивую вещь. Вот и на уроке учителя трудового обучения и изобразительного искусства Олекшицкой средней школы Александра Комяка звуки наждачной бумаги, трущейся о дерево, сливаются со звуками детского смеха в ответ на какую-нибудь меткую шутку. А как иначе? Созидание не терпит скуки.
Александр Анатольевич родился и вырос в обычной многоэтажке в областном центре. В его детстве без компьютера, телевизора и интернета главным развлечением были чтение книг и попытки смастерить что-нибудь в крошечной подвальной клетушке, где в соседних отсеках хранились картошка и всякие ненужные вещи.
— Из деревянных спинок выброшенных стульев смастерил хоккейную клюшку, а потом пошла мода на кубик Рубика. Игрушка это была дорогая. Стоила, как сейчас помню, 5 рублей. Поэтому, когда в журнале «Юный техник» появились ее чертежи, взялся за изготовление сам. Отец принес мне липовых досок — и я это сделал! Мой кубик заедал, болтался в соединениях, был кривой и некрасивый, но его можно было крутить и пользоваться как заводским аналогом.
Еще в детстве, читая книги о простых сельчанах, Александр Комяк влюбился в деревенскую жизнь. Поэтому, будучи молодым педагогом, сам попросился на работу в сельскую школу. Его не смущало отсутствие большого набора развлечений. Он точно знал: скучать не придется, сам найдет чем занять руки и голову.
Во время учебы в вузе он увидел на городской улице старинный автомобиль и загорелся идеей отреставрировать какую-нибудь машину. В поисках подходящего автохлама объехал все окрестные деревни и наконец нашел то, что искал: дряхлый ГАЗ-69 1968 года выпуска без тормозов. Процесс реконструкции поглотил его без остатка — зависал в гараже целыми ночами. Отремонтировал кузов, поменял все старые детали, заменил двигатель — и вскоре уже катал на искрящемся свежевыкрашенными боками экзотическом автомобиле счастливых выпускников.
Потом принялся за реставрацию старых школьных станков 1950—1960-х годов выпуска. Также полностью перебрал, зачистил от десятков слоев старой краски, отполировал и покрасил. Теперь они выглядят и работают так, как будто только вчера сошли с конвейера. Самостоятельно собрал трактор для домашнего хозяйства, построил деревянную лодку, занялся резьбой по дереву.
Энтузиазм педагога не может не увлечь и учеников. Многие из них пробуют свои силы в мастерской не только в рамках школьной программы. Выпускники становятся успешными мастерами, а один, которого Александр Анатольевич еще семилетним катал на своем «газике», теперь серьезно увлекся реставрацией мотоциклов.
В этом учитель и видит свое основное призвание: научить детей любить труд и дать им возможность реализовать себя, занимаясь нужным и любимым делом.
СБ