Республиканское унитарное предприятие электросвязи «Белтелеком» в июле отметило свое 20-летие как отдельное предприятие. О том, каких результатов в работе достиг за этот двадцатилетний период коллектив Берестовицкого узла электросвязи Гродненского зонального узла электросвязи Гродненского филиала РУП «Белтелеком» мы беседуем сегодня с его руководителем Николаем Жлобовичем.
– Николай Николаевич, ведь узел электросвязи в его новом статусе вы возглавляете все это время?
– Да, с января 1996 года, а до этого несколько лет работал инженером связи в тогдашнем совместном предприятии, объединяющем услуги почты и электрической связи. Так что на моих глазах и при моем участии проходило становление, развитие и модернизация узла электросвязи.
– Если делать экскурс в историю, то какая услуга «Белтелекома» была в пору двадцатилетней давности основной?
– Это телефонная, телеграфная связь и радиовещание. На телефонной сети района тогда эксплуатировались четырнадцать координатных АТС. И читатели, конечно же, помнят, как для выхода на междугородное и международное соединение приходилось сначала набирать цифру «9», и только потом «восьмерку», код города и номер абонента. Но уже в ту пору в Беларуси выполнялись первые работы по строительству волоконно-оптических линий связи. Кстати, наша Берестовица была одним из первых районных центров области, куда была проложена такая линия.
– Именно с этого и начался на Берестовитчине этап развития связи, который можно назвать определяющим?
– Конечно. С развитием в районе сети волоконно-оптических линий связи нами активно велась замена координатных станций на цифровые. Это давало возможность обеспечить более скоростную и более качественную передачу информации. В 2013 году на электронную была заменена в районе последняя координатная АТС. Протяженность транспортной волоконно-оптической сети составляет у нас сегодня около 70 километров.
– А что можно считать следующим значимым технологическим этапом развития связи на Берестовитчине?
– В период с 2003-го по 2010-й год в нашем районе, как и во всей стране, активно велась телефонизация агрогородков, деревень. Во многом благодаря услуге телефонии WLL (это эфирная телефония) телефонной связью были обеспечены самые малочисленные и удаленные населенные пункты. А всего услугами телефонии WLL сегодня у нас пользуется 190 абонентов.
Этот период характерен также популярностью и востребованностью услуг по предоставлению широкополосного доступа в сеть Интернет. Выход на рынок страны торговой марки byfly стал поистине знаковым событием. Мы делали все возможное, чтобы жители района имели доступ к современным услугам связи – не только в городском поселке и в агрогородках, но и в отдаленных населенных пунктах.
В 2008 году в стране стартовал успешный проект ZALA – интерактивное телевидение по фиксированной линии связи. Наши земляки стали активными пользователями этой услуги.
– Было бы интересно узнать, сколько в районе абонентов телефонной сети и сколько из них имеют широкополосный доступ в Интернет.
– На первое сентября у нас свыше 8 тысяч абонентов телефонной сети. А услугами byfly пользуется свыше 3 700 жителей района, услугами интерактивного телевидения ZALA – более 2500 абонентов. У связистов есть такой показатель их работы, как проникновение услуг фиксированного доступа в сеть Интернет на 100 жителей. Так вот по предоставлению услуги ZALA при среднеобластном показателе в 13,7 процента у нас он достиг 20,6 процента.
– Насколько понимаю, услугами «Белтелеком» в той или иной форме пользуется каждый житель района?
– Именно так. Должен сказать, что на установку телефона у нас сегодня имеется всего четыре заявления, которые будут удовлетворены в течение месяца.
– Такая популярность услуг, предоставляемых «Белтелекомом», говорит не только об их популярности, но и о высоком доверии к связистам района как к представителям этой компании. На каких еще технологических новинках хотели бы остановиться?
– С 2009 года на сетях электросвязи начала внедряться сеть следующего поколения с использованием платформы IMS. И сегодня у нас свыше 1200 таких абонентов. Введено в эксплуатацию оборудование NGN/IMS.
Активная модернизация сети, в первую очередь сети передачи данных, продолжается все последние годы. А это значит, скорости передачи информации, предоставляемые абонентам телефонии – организациям, физическим и юридическим лицам – увеличиваются.
– Какие задачи являются для связистов района приоритетными в самом ближайшем будущем?
– Конечно же, это развитие новых технологий связи. Мы стремимся к тому, чтобы не только в районном центре, но и в отдаленных от него населенных пунктах любой житель имел гарантированный доступ к современным услугам связи.
– А если говорить более конкретно?
– К примеру, в последние годы развивается технология абонентского доступа GPON, которая открывает совершенно новые возможности сети. И стоит задача в ближайшей перспективе перевести на эту технологию все электронные АТС района, довести оптику до всех абонентов многоквартирных домов. С 2016 года работы в этом плане начинаем в Большой Берестовице. Из сельских АТС на эту технологию будет переведена АТС в Малой Берестовице.
– Внедрение новых современных технологий требует от сотрудников узла электросвязи высокого профессионализма, все более широких и глубоких знаний. Каков сегодня качественный состав коллектива, возглавляемого Вами?
– Хочу отметить, что если двадцать лет назад у нас было 63 работника, то теперь, несмотря на всю сложность решаемых задач, со всем объемом работ справляются 35 связистов. Такое стало возможным благодаря автоматизации основных производственных процессов. К тому же уровень знаний специалистов с каждым годом растет, к нам приходят молодые выпускники профильных высших и средних специальных учреждений. И в настоящее время два работника заочно повышают квалификацию в Высшем колледже связи. В коллективе постоянно проводится учеба с кадрами, ежедневный инструктаж – трудовое утро обязательно начинается в кабинете по охране труда.
Мария Драпеза,
фото автора