15 февраля 1989 года в 11 часов утра официально закончился вывод советских войск из Афганистана, когда мост через Амударью последним пересек на танке командующий 40-й армии генерал-лейтенант Борис Громов. А вот воин-интернационалист Николай Пенчук из аг.Пограничный покинул афганскую территорию на день позже — 16 февраля в 15 часов дня. Даже удивительно, что через столько лет он четко помнит все даты, связанные со службой в Афганистане. Не зря говорят, что такой опыт не забывается, и афганская война и сейчас жива в памяти тех, кто прошел через ее горнило. Николай Николаевич служил в пограничных войсках, участие которых в афганской войне не афишировалось, ведь они считались особым подразделением КГБ. Пограничники последними покидали горячую афганскую землю, прикрывая вывод всех остальных войск.
Родился Николай Пенчук в деревне Драбовщина Клецкого района Минской области, оттуда был призван 13 мая 1987 года восемнадцатилетним пареньком на армейскую службу и направлен в Термезский пограничный отряд.
— Из Минска нас отправили 75 человек, — рассказывает Николай Николаевич. – А вообще в нашей мотоманевренной группе из 100 человек 82 были белорусами. Три месяца я был в учебном центре в Старом Термезе (Узбекистан), затем всех нас ожидало своеобразное собеседование, во время которого каждого спрашивали, желаем ли мы проходить службу в Афганистане. У нас был выбор, можно было и отказаться, но никто, кстати говоря, этого не сделал, мы все, рожденные в СССР, настоящие комсомольцы, росли с твердым убеждением, что раз Родина сказала «надо», значит – надо. И вот 22 сентября 1987 года на вертолете нас забросили в афганский город Ташкурган. Вначале обстановка казалась вполне спокойной, но когда через два дня после боевого дежурства привезли двоих раненых и четырех контуженных, мы по-настоящему поняли, что попали на войну.
Служил Николай Пенчук в мотоманевренной группе, которая выезжала на прикрытие государственной границы. Пограничники контролировали территорию Афганистана вглубь на 200 километров от границы.
Также мотоманевренная группа прикрывала разведчиков, ведущих оперативную работу в кишлаках.
Первые полгода Николай Николаевич был наводчиком крупнокалиберного пулемета, а потом сел за руль БТР-70.
О событиях афганской войны, на которой он пробыл 16 месяцев, воин-интернационалист рассказывает не очень охотно, не вдаваясь в особые детали. Конечно, было нелегко привыкать к новому климату, в Афганистане очень жарко, на одной из застав, вспоминает Николай Николаевич, была зарегистрирована температура 72 С на солнце. Поэтому солдаты заваривали верблюжью колючку, пили ее теплой и без сахара, это спасало от жажды. Жили они в блиндажах, полы в которых оборудовали из ящиков от снарядов, кровати там размещались в два яруса, и обязательно стояла печка-буржуйка, на которой постоянно грелся чайник: после возвращения с боевой службы всегда пили чай.
— Местному населению мы возили и раздавали гуманитарную помощь, — рассказывает Николай Пенчук. — Они, в свою очередь, нас угощали и пловом, и лепешками. Эти люди тоже хотели мирно жить. Конечно, не все были хорошо к нам настроены, все-таки шла война. Бывало и так, что в руках афганец держит мотыгу, а под балахоном спрятан автомат.
Чтобы я могла глубже окунуться в атмосферу того времени, Николай Николаевич достает свой афганский альбом, в котором бережно хранятся снимки юного солдата и его сослуживцев.
— Вот это я на учебном пункте, видите, какой испуганный, — улыбается Николай Николаевич, — а здесь я с младшим братом сразу же после возвращения домой. Вот блиндаж, где мы жили, а это бывший замок, здесь размещались санчасть, штаб, столовая, на нем в то время висел огромный плакат «Да здравствует советско-афганская дружба!». Вот голубая мечеть в Мазари-Шарифе, а это мой сослуживец и друг из Солигорска, мы с ним и сейчас встречаемся. На этом снимке — афганская деревня и местные жители, а вот, посмотрите, какая техника у них была уже в то время — «Тойоты» и «Мерседесы». А это мой БТР…
Николай Николаевич перелистывает страницы альбома, в памяти снова оживают события тех лет и на его глаза наворачиваются скупые мужские слезы.
— Когда выводили мотоманевренную группу из Тахта-Базарского окружения в 1988 году, нас сильно обстреляли, — вспоминает Николай Пенчук. — Когда пошла первая колонна, прямо в ЗИЛ, за рулем которого был украинский парень, попал снаряд. Я и сейчас помню, что его звали Павел Францевич, он был очень высокий, выше 2 метров ростом, он заканчивал службу, уже письмо написал матери, что возвращается домой. Он погиб, и только через три дня мы смогли забрать его тело. Все эти три дня около 20 наших вертолетов бомбили кишлак, в котором три с половиной тысячи боевиков-душманов окружили монгруппу из 75 человек. А я, когда мама провожала меня на службу, даже не поцеловал ее на прощание, я просто подал руку и сказал: «Мама, я вернусь».
После вывода войск из Афганистана Николай Пенчук дослуживал свой армейский срок в комендатуре Термезского пограничного отряда, 17 мая 1989 года уволился в запас. И только через месяц после возвращения домой он получил награду, которая шла за ним из Афганистана, — медаль «За отличие в охране государственной границы СССР».
Год Николай Николаевич проработал водителем в «Сельэнерго» в Клецком районе. А потом на свадьбе друга-односельчанина, который служил в д.Лесной Берестовицкого района и отсюда привез себе жену, познакомился со своей будущей женой Мариной, подругой невесты. Марина Владимировна сама родом из Минчиков, и в 1990 году, когда они поженились, позвала мужа к себе на родину. Здесь Николаю Пенчуку предложили службу на КПП, он окончил школу прапорщиков и 18 лет отслужил на границе.
После выхода на пенсию Николай Николаевич не сидит дома, сейчас он работает водителем автобуса на пригородном маршруте.
Вместе со своей женой они уже более 26 лет, вырастили дочь и сына, уже есть и маленький внучек Максим.
— Мирная жизнь – самая главная ценность, — в завершение разговора подытоживает мой собеседник. – И нам нужно сделать все возможное, чтобы наши дети и внуки не испытали того, что выпало на долю нам. Сегодня сложно говорить, нужна ли была афганская война, может быть, она оказалась и проигранной для нас. Но она была и навсегда останется в нашей памяти, как и те ребята, которых мы на ней потеряли.
Ирина МИКЛАШ,
фото автора
и из архива Николая Пенчука
…….» Сегодня сложно говорить, нужна ли была афганская война, может быть, она оказалась и проигранной для нас «….. Николай, не может быть, а она действительно была проигранной. Из-недальновидной политики Брежневского руководства в 1979 году были введены Советские войска только на 10 месяцев для контроля над сложившейся ситуацией в Афганистане, и никто не думал, что СССР ввяжется в эту десятилетнюю войну. Очень жаль, что около 15000 советских солдат и офицеров было убито в этой, никому не нужной, войне, а многие остались инвалидами. Из Беларуси на эту войну было призвано около 30000 военнослужащих, 711 из них не вернулись домой.