В ноябре мы проводили на службу в армию очередное пополнение новобранцев. С волнением и тревогой родители попрощались со своими сыновьями, переживая о том, какие испытания им готовит армия. Несомненно, развеять эти волнения могут лишь те, кто уже имеет за плечами личный опыт службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь. Одновременно с отправкой в войска призывников идет и демобилизация из армии военнослужащих, выслуживших установленные сроки. Уже не робкими мальчишками, а повзрослевшими и серьезными мужчинами уверенным шагом возвращаются они в родные места, прибыли домой из армии уже и военнослужащие из нашего района. В день возвращения домой после демобилизации мне удалось пообщаться ефрейтором Антоном Фриделем.
Антон родился и вырос в Большой Берестовице, после окончания Большеберестовицкой средней школы поступил в Белорусский государственный технический университет и получил специальность инженера-программиста на факультете информационных технологий и робототехники.
В Вооруженные Силы Республики Беларусь Антон Фридель был призван в ноябре прошлого года.
— Службу я проходил в 74-м отдельном Берлинском краснознаменном ордена Александра Невского полке связи, — рассказывает парень. – Не удивляйтесь, название «Берлинский» получили воинские части, соединения которых во время Великой Отечественной войны участвовали во взятии Берлина. А размещалась наша войсковая часть в районе Вишневца в Гродно.
Наиболее сложными, конечно, были первые полтора месяца службы, когда новоприбывшие проходили курс молодого бойца. Мы находились в карантине от остальных военнослужащих, проходили азы боевой и тактической подготовки, изучали воинский Устав, а также основы техники и оружия. Дисциплина во время курса молодого бойца была очень строгой, распорядок дня соблюдался четко по графику. Во время теоретических занятий мы проходили тактико-специальную подготовку, отрабатывали навыки стрельбы на учебном оружии, а уже после принятия присяги отправились на первые стрельбы с боевым оружием.
Впоследствии, в зависимости от образования и квалификации, солдаты направляются в определенные подразделения. Я получил должность старшего экспедитора и был закреплен за технической аппаратной машиной, которая занимается прямой доставкой сообщений. Мне необходимо было доставлять распоряжения, приказы, полученные от других машин связи, нашим командирам.
В подразделении тоже была строгая дисциплина, командиры вначале присматривались, кто на что способен, а в дальнейшем служба проходила в зависимости от того, как ты себя изначально зарекомендуешь. Неуставных отношений в нашей части не было, да и от солдат из других частей я тоже о таких фактах не слышал.
Командиры понимали, что первый период службы очень сложный, и старались помочь адаптироваться в армии, отношения с сослуживцами тоже сложились нормальные.
А еще мне очень помогала поддержка родных, друзей и знакомых, которые хоть и остались за воротами воинской части, но я всегда мог им позвонить, услышать слова поддержки, знал, что меня не забывают.
Я поинтересовалась у Антона, согласен ли он с мнением, что армия — это школа для настоящего мужчины?
— Я считаю, что самая главная школа для любого человека – это жизнь, — улыбается парень. — Армия – это новый опыт, необходимость которого жизнь в дальнейшем покажет. В армии я смог посмотреть на людей с другой стороны, увидел, как люди проявляют себя в сложной обстановке. А еще армия научила меня ценить время и грамотно им распоряжаться. К тому же, армия дала базовые знания моей военной специальности, там я приобрел надежных товарищей и хороших друзей.
Думаю, что в целом мое мировоззрение за время службы не изменилось, но какой-то другой взгляд на жизнь все-таки появился. Тем ребятам, которые сейчас ушли в армию, я посоветую прислушиваться к командирам и четко выполнять их приказы, тогда адаптация к службе пройдет быстрее и легче.
Ирина МИКЛАШ, фото автора