Чтобы не ошибаться в оценках событий сегодняшних дней, нужно хорошо знать историю. Только так можно четко понимать исторические корни многих звучащих сегодня заявлений, попыток неприкрытого вмешательства, особенно со стороны стран-соседок, во внутренние дела белорусского государства.
Недавняя возмутительная история, произошедшая в польской школе в Бресте с участием консула Польши, – один из таких примеров. Детям внушали, что преступник Ромуальд Райс и его группа, расстрелявшая этнических белорусов в приграничных деревнях, – герои в борьбе с коммунизмом.
Таких попыток переписать историю в собственных интересах, соседи сегодня, к сожалению, предпринимают немало. Чтобы четко видеть подоплеку этих шагов и их корыстные мотивы, нужно чаще заглядывать в прошлое, где кроются многие ответы.
В этом поможет цикл исторических публикаций в газете «Гродзенская праўда». Об истинных мотивах польской Армии Крайовой – можно прочитать здесь, здесь, здесь и здесь.
Из протокола допроса руководителя пляцувки: «Когда Рагнер вербовал меня в повстанческую организацию, то говорил, что АК ведет борьбу против немцев за создание независимой Польши, в границах, существовавших до 1939 года. Я видел, что АК продолжает оставаться в подполье и вести борьбу уже против советской власти. Лично я ни в каких операциях по борьбе с партизанами не участвовал. Для этой цели и для совершения убийств бойцов Красной Армии и представителей советской власти существовала так называемая «группа экзекуций». Возглавлял ее «Лялюсь», который и выполнял в этой группе специальные задания Рагнера, а также Франц Урбанович по кличке Литвин, который входил в группу «Ленка», которая также выполняла специальные задания Рагнера».
Из протокола допроса руководителя пляцувки: «Клочко по кличке Калиботский состоял в плютоне (четыре дружины составляют плютон, в одной дружине 12-13 человек, три-четыре плютона составляют компанию) «Ленка», который выполнял карательные функции. На вооружении имел винтовку. В составе «Ленка» он выходил приблизительно один раз в неделю на выполнение заданий, но каких, я не знаю. Залесский являлся участником АК при немцах, выполнял обязанности телефониста, кличку имел Калиновский.
Из протокола допроса участника банды АК: «11 ноября 1944 года пришла ко мне на квартиру связная и принесла приказ, где были подписи коменданта округа Варты, Рагнера и Смуты. В этом приказе предлагалось распустить боевые отряды, все отделы ликвидировать, всех людей, которые не могут здесь оставаться, – отослать в Вильно и в центр Польши, некоторым лицам уйти в подполье, конспиративные организации сохранить. Там же были отмечены участники формирования, которые отличись, некоторым были присвоены звания. После этого я никакой работы не делал, ко мне на квартиру связные уже не приходили».
Из протокола допроса участника банды АК: «…владею венгерским и немецким языком. До 1943 года проживал в Венгрии, в 1943 году схватили солдаты немецкой армии и направили в Австрию, а затем во Францию, где в течение двух месяцев я проходил военную подготовку. Я принимал присягу на верность фашистской Германии и ее вождю Гитлеру. В январе 1944 года я в составе пополнения для батальонов СС приехал на территорию Советского Союза. Мы имели направление влиться в 16 полк СС, затем месяц я обучался военному делу в Риге, затем в Вильно. Соединение, в котором я находился, было предназначено для борьбы с красными партизанами, поэтому нас обучали ведению боя с ними. В мае 1944 года я в составе этой же группы по указанию немецкого командования был переброшен в местечко Эйшишки Виленской, области в район действий белопольского националистического отряда Крыся, а в первых числах июня я добровольно перешел в отряд Крыся, а затем в отряд Рагнера… В июле 1944 года, будучи под Вильно, наше соединение встретило советский патруль и завязало с ним бой, в результате которого 4 бойца Красной Армии были убиты, а одного взяли живым и впоследствии его расстреляли».
Владимир Метлицкий