1 октября – Международный день музыки. «Важно вкладывать душу в то, что делаешь»

Культура Человек и его дело

Международный день музыки каждый год отмечается во всем мире 1 октября. Инициатором его создания стал международный музыкальный совет при ЮНЕСКО в далеком 1975 году. Наша страна не стала исключением. Этот праздник отмечают все, кто так или иначе связан с музыкой. В Берестовицкой детской школе искусств – это также особая дата в  календаре.

– Несмотря на то, что в силу профессии наш каждый день наполнен музыкой,– говорит учитель хоровых дисциплин Татьяна Кулик, – преподавательский состав школы искусств к этой дате  всегда готовит концерт. Такая традиция уже прижилась, став праздником для зрителей, стимулом к творчеству и вдохновением для учителей.

Руководитель образцового хора «Кампанелли», руководитель народного женского  вокального  ансамбля  «Канцона» – для молодого учителя это серьезная ответственность. Но Татьяна Александровна умело справляется со своими, отнюдь не простыми, функциями. Мы, зрители,  наблюдая за публичными выступлениями этих коллективов, не обладая профессиональными знаниями, понимаем, что их исполнительский уровень очень высок. Но, главное – пение и взрослых, и детей, покоряет сердца слушателей чистотой звучания, необычайной слаженностью голосов, интересным репертуаром. Как хрупкой молоденькой девушке удается контролировать процесс подготовки коллективов на разных его этапах, находить общий язык со всеми его участниками?

– Думаю, что секрет кроется, прежде всего,  в практически ежедневном кропотливом труде каждого участника творческих коллективов, – делится своими мыслями Татьяна Александровна, – в многочасовых репетициях и общей заинтересованности в конечном результате. И я благодарна всем за прилагаемые усилия. Но еще немаловажно вкладывать душу в то, что делаешь, по-настоящему гореть делом, которым занимаешься. Моя работа приносит мне удовлетворение, радость. И люди, которые встречаются мне на моем пути, – а это и коллеги, и ученики – также  творческие и увлеченные. Вместе же можно достичь многого.

Татьяна Александровна работает в Берестовицкой школе искусств седьмой год. После окончания  Гродненского государственного музыкального  колледжа по специальности «дирижирование (академический хор) преподает хор и сольфеджио. Учится заочно на психолога в Гродненском университете имени Янки Купалы. То, что музыка станет  ее будущей профессией, она осознала еще  в школьные годы. 

– В школу искусств я пришла «переростком», в четвертом классе общеобразовательной школы, – вспоминает Татьяна Александровна. – Мама удивилась такому моему желанию. Ведь я была живым подвижным ребенком, которого сложно было долго удержать на одном месте. Да и в семье нашей никого не было с музыкальным образованием, а я, по словам родителей, не проявляла с ранних лет каких-то особых способностей. Только в детсадовском возрасте рисовала на обоях нотные знаки. Видимо, их загадка и тайна неосознанно манили меня уже тогда.

Татьяна поступила в школу искусств по классу баяна к преподавателю Дануте Станиславовне Бартошевич. Ей нравился инструмент, нравилось общение с учителем. Но очень скоро она поняла, что еще больше ей нравится петь.

– Я в любую свободную минутку пела перед зеркалом арии и романсы, – рассказывает молодая учительница. – На уроки хора к Жанне Бернардовне Жих всегда спешила с радостью. И к тому же учиться в школе искусств мне очень нравилось. Не было такого, чтобы я шла на занятия из-под палки.

Татьяна окончила школу искусств и уже готовилась поступать в музыкальный колледж по специальности «инструментальное исполнительство», но в последний момент передумала и, решив посвятить себя любимому занятию – пению, поступила  на академический хор.

– Годы учебы в колледже, колоссальное влияние преподавателей – особенно Марины Марковны Петуховой и Аллы Ивановны Дриневской, многочисленные выступления в составе хора, вокального ансамбля, дуэта, сольного исполнения – во многом поспособствовали раскрытию моих вокальных данных,  психологическому раскрепощению, формированию уверенности в себе, – считает Татьяна Александровна, – ведь я была достаточно закомплексованным человеком, очень боялась сцены, публичных выступлений. Конечно, не все давалось легко. Был момент, когда я решила коренным образом изменить свое профессиональное направление и поступила в институт правоведения на юриста, но уже после установочной сессии поняла, что погорячилась. Это не мое.

Распределившись в Берестовицкую детскую школу искусств, Татьяна Александровна с головой ушла в работу. Коллеги считают ее очень инициативной, ответственной, контактной. А учащиеся делятся с молодой учительницей своими новостями, обсуждают проблемы, разговаривают по душам.

– Конечно, учитель должен быть строгим, требующим от учеников дисциплины и самоотдачи. Но без создания дружеской атмосферы на занятиях и наличия позитивного душевного настроя у детей, без любви к ним, учителю работать сложно, – говорит Татьяна Александровна. – Здесь важно научить учащихся  слышать музыку, понимать ее и только потом такт за тактом изучать технически. Мои ученики отзывчивые и способные, они настоящие молодцы.

Вокальный ансамбль «Канцона» дважды за время работы Татьяны Александровны подтверждал звание «народный», а хор «Кампанелли» успешно подтвердил звание «образцовый».  Наш хор по праву считается одним из сильнейших в области. Татьяна Александровна старается держать эту высокую планку. В репертуаре хора – достаточно сложные произведения, часто колледжного уровня – четырехголосные,

акапельные, духовные мессы и тому подобные. Преподаватель в свободное время изучает опыт российских и отечественных хоровых коллективов, занимается аранжировкой понравившихся произведений, чтобы адаптировать под  собственный хор. У нее впереди еще много идей и планов. И мы, зрители, с нетерпением будем ждать от Татьяны Александровны и коллективов, которыми она руководит, новых творческих находок.  

Светлана Гончарова, фото автора



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *